Enya
Дискография
- 8 A Day Without Rain
- 8 Day without rain
- 11 Enya
- 15 Enya лучшее
- 1 Enya сборник
- 14 Shepherd Moons
- 16 The Celts
- 16 The Memory Of Trees
- 15 Watermark
Группа
EnyaНа сайте Энии в Интернете, в общем и целом не очень информативном и содержательном,
есть одна удивительная "находка вебмастера". Пользователь сам может задать "время
года", в каковом ему угодно лицезреть заставку с Энией: захочет - напустит на нее
снега и сумрака, захочет - косых струй дождя или падающих листьев, а может добавить и
солнечного света с золотистыми "зайчиками". Меняется цвет фона, меняется
природно-атмосферный "дизайн", но Эния все так же сидит на потрепанном временем
диване (пусть позолота вся сотрется, свиная кожа остается!), благочестиво сложив руки
на коленях и устремив на нас взгляд своих огромных глаз. Ее неуловимая, почти
джокондовская улыбка говорит о вечном, о том, что у природы нет плохой погоды, о том,
что не стоит слишком уж заботиться о тщете всего сущего - все преходяще. Музыка Энии
(как и наше восприятие этой музыки) точно также не меняется уже много лет, в
независимости от того, царит ли за окном слякотная сырость или палящий зной, кто
стоит у власти и есть ли в магазинах сахар. Загадочная ирландская кельтка продолжает
очаровывать нас своими возвышенными композициями в стиле "этнический new age". Она
любима во всем мире, но русским народом - в особенности. Новый альбом Энии "A Day
Without Rain", вышедший в конце 2000 года, вполне оправдал это высокое доверие.Может
показаться странным, но о жизни Энии - артистки, признанной суровой статистикой самым
"продаваемым" музыкантом Ирландии (ее пластинки разошлись общим тиражом более 44
миллионов экземпляров) - известно не так много. То ли не дает она поводов для
пересудов, то ли тщательно ограждает свою жизнь от посторонних вторжений... Впрочем,
и самое тщательное расследование не обнаружит в биографии Энии каких-либо фактов,
могущих претендовать на статус "жареных". Чистый образ певицы не запятнан любовными
интригами, гражданскими браками и даже законными супружескими связями. Это в
некотором смысле вызывает сожаление: неужели такая красивая, талантливая, тонко
чувствующая женщина до сих пор не встретила свою судьбу? Но что может значить
сожаление, высказываемое простыми земными смертными, для ангела, прилетевшего с
медоносных вересковых полей, для дочери древнего галльского народа? К тому же у Энии
есть одна, всепоглощающая страсть, о которой читатель, конечно, уже догадывается. О
ней - и речь.Известно, впрочем, что на самом деле Энию зовут Eithne Ni Bhraonбin -
по-английски пишется как Eithne Brennan, а произносится как Enya Brennan. Чтобы никто
не путался, девушка предпочла писать свое имя неправильно, да к тому же опустить
фамилию. Впрочем, среди русских поклонников все равно согласья нету - произносить ли
имя певицы как Эния, Эниа или Энья. Да это и неважно. Главное, что Eithne в
ирландской мифологии - это имя богини, решившей никогда не выходить замуж по
настоянию отца, которому пророки предрекли смерть от руки зятя. Она удалилась на
далекий остров, где полюбила бедного пастуха, с которым тайно обвенчалась.
Несколькими годами позже ее муж убил-таки отца в случайной ссоре. Может быть, Эния,
чувствуя над собой власть собственного имени, именно поэтому обрекла себя на
добровольное одиночество? Интересно, что при этом она не поленилась официально
зарегистрировать свое имя как торговый знак.Эния родилась 17 мая 1961 года в Гвидоре,
небольшом городке на северо-западе Ирландии, среди спокойной красоты лугов, холмов и
гор. В доме говорили только на родном, галльском языке. Семья была очень
многочисленной и очень музыкальной. Эния появилась на свет четвертой из девятерых
сестер и братьев, а еще у нее были молодые дядья - все, как на подбор, голосистые!
Отец Лео содержал небольшой паб, но при этом сочинял песни - в основном медленные
баллады, хорошо знал церковную музыку. Мама Баба (это тоже имя такое) была
учительницей музыки в школе. У нее девочка получила первые уроки фортепиано. С
раннего детства Эния слушала "классику" и традиционную кельтскую музыку. А братья и
дядья, сколотившие группу An Clann As Dobhar, регулярно выступали на местных
фольклорных фестивалях.В 1973 году семейный музыкальный коллектив решили
переименовать в Clannad (что в переводе с галльского и значит "семья"), а состав его
расширить за счет старшей сестры Мэри. Ансамбль завоевал большую известность
исполнением традиционных кельтских мелодий в поп-обработках и собственных песен "a-la
Celtic", выпустил целый ряд дисков, много гастролировал, и до сих пор продолжает
активную деятельность. Сам Боно из U2 почел за честь сотрудничать с ним! Однако для
Энии участие в Clannad было лишь стартовой площадкой для ее сольного творчества.
Присоединившись к Clannad по окончании школы в 1980 году как клавишница и
бэк-вокалистка, Эния записала с ансамблем два диска и провела два года в европейском
турне. Но как только ансамбль начал набирать коммерческий успех, Эния почувствовала,
что должна отойти в сторону, вернувшись к той музыке, на которой выросла, к своей
"классической школе". В это же время Clannad расстались со своим долговременным
продюсером Ники Райаном, который уже давно обратил внимание на талантливую
музыкантшу, остававшуюся в тени своей шумной семейки. Он сумел убедить Энию в том,
что ей следует заняться собственным творчеством, и пригласил ее погостить у себя
дома, в столичном городе Дублине. Но - нет, нет, не подумайте дурного! - только ради
того, чтобы познакомить со своей женой, поэтессой Ромой. Девушки сработались: Рома
писала тексты, Эния - музыку. Все втроем они очень быстро превратились в слаженную
команду. Первые плоды этого сотрудничества сказались довольно скоро. Когда Рома
впервые услышала мелодии Энии, она обратила внимание на их способность вызывать
визуальные образы. Рома показала музыку Энии знакомым, работающим в киносфере. В 1985
году режиссер Дэвид Путнэм предложил Энии написать музыку к фильму-сказке "The Frog
Prince" (что-то вроде нашей "Царевны-лягушки"), а на следующий год от телеканала ВВС
поступило еще более серьезное задание: проиллюстрировать шестисерийный фильм о
культуре кельтов. Это была несказанная удача, именно то, о чем грезила молодая
артистка! Увлеченная историей родного края, Эния сочинила и исполнила всю музыку к
картине. Фильм "The Celts" вскоре был показан на телеэкранах, а саундтрек к нему
вышел на пластинке, озаглавленной просто "Enya" (1986). В композициях-зарисовках
звучали волынки и скрипки, галльские и уэлльские напевы, возникали образы из народной
мифологии - от св. Патрика до Эпоны (кельтская богиня лошадей). Однако широкого
резонанса первый альбом певицы, увы, не имел. Эния затаилась, хотя и не исчезла:
довольно неожиданным было ее появление в одном из треков альбома "The Lion And The
Cobra" Шинейд О'Коннор, где полная христианского смирения (в отличие от землячки
Шинейд!) Эния читала отрывок из Библии. Тем не менее, дебютный диск привлек внимание
Роба Дикинса, главы британского отделения фирмы Warner. Эния подписала контракт, и
деятельность ее отныне приобрела совсем другой размах (кстати, благодарности Дикинсу
содержатся в credits к каждому альбому, но почему-то сплошь на галльском). Альбом
"Watermark" (1988) - жданно ли, гадано ли - стал хитом №1. Особенного успеха добилась
песня "Orinoco Flow", повествующая о плавании по далекой реке. Сама музыка тоже
лилась, словно плавные водные потоки: звуки фортепиано и арфы, пиццикато strings ,
объемный электронный бэкграунд, голос певицы, цифровым образом размноженный в целый
хор - все это стало "визитной карточкой" Энии, по которой можно безошибочно опознать
ее музыку. Большую известность получила также композиция "Storms In Africa", в
струящуюся звуковую ткань которой были удачно вмонтированы африканские там-тамы и
бонги, да и остальные вещи были под стать. Альбом "Watermark" достиг платинового
статуса в 14 странах мира; на сегодняшний день он продан тиражом более 10 миллионов
экземпляров. Дальше Эния не стала гнать лошадей: следующий диск, "Shepherd Moons",
вышел только в 1991 году. И даже превзошел успех первого! Он достиг 1 номера в
британских чартах и оставался в хит-параде Billboard 199 недель (почти четыре года).
Этот альбом стал классической работой в стиле new age. Прозрачное, разреженное
звучание, создаваемое с помощью синтетических струнных, кое-где "разбавленных" живыми
инструмента


