Рудольф Штайнер. Лекция: Египетские мифы и мистерии
страница №3
...Луной и ее физическойсубстанцией, в большей части такогорода, что является весьма незначительной
по сравнению с тойэфирностью, которая лежит в нашей собственной телесности.
Но если бы мы стали ясновидяще наблюдать то, что у отдельных существ Луны, -
о которых мы, конечно, можем говорить, - является астральным, то мы могли бы
убедиться, что по сравнению с самым худшим из низших чувств нашей Земли то,
что находится на Луне, являетсябесконечно хуже и незначительнее. Итак, мы
можем как по отношению к астральному, так и эфирному и физическому Луны
говорить о сущности, об элементах, которые должны были выделиться, дабы
Земля могла идти своим путем, свободной от вредных влияний.
Но теперь мы должны осознать другой факт. Мы не должны упускать из
виду, что мы не должны останавливаться при виде дурного и злого. Все, что в
эволюции становится низшим и злым, все это всегда подлежит значительному
факту. Пока это происходит, все, что спустилось в низшие сферы, должно быть
очищено другими, более совершенными существами вознесено на высоту. Если
где-нибудь мы находим место с собственно низкими существами, то мы можем
быть уверены, что с этими низкими существами связаны другие, более высокие,
имеющие столь великую силу добра, красоты и величия, что они способны
направить к добру самые низшиесилы. Поэтому верно, что с Луной связано все
низшее и в то жевремя с ней связаны высокие, высшие существа. Мы знаем,
например, что на Луне обитает высокое, весьма высокое духовное существо -
Яве; столь высокое существо, обладающее такой силойи величием, имеющее в
своей деятельности бесчисленные сонмы служащих добрых существ, что мы,
представляя себе, конечно, что все низшее ушло из Земли сЛуною, представляем
себе в тоже время те существа, связанные с Луною, которые способны обратить
дурное в хорошее, отвратительное - в прекрасное. Они не могли бы этого, если
бы они оставили отвратительное связанным с Землею, поэтомуони должны были
это изъять.
Почему, в сущности, должно было возникнуть то, что существуеткак
отвратительное и злое? Оно должно возникнуть потому, что безвлияния
отвратительного и злого было бы невозможным образованиедругого. Человек
никогда не смог бы стать замкнутым и образованным в себе существом.
Вспомним предыдущее исследование, когда мы видели, что корни низшей
природы человека в воде, тогда не было костейне былотвердого человеческого
облика. Была изменяющаяся форма, - форма, всегда подлежащая изменению. Что
бы стало с человеком, если быне образовались силы таковые, каковы они есть
на Луне? Если быЗемля была связана лишь Солнцем, то подвижность
человеческогосущества достигла бы высшей ступени; Земля приняла бы
невозможный для человека темп. Человек не мог он возникнуть в своей
современной форме. Если бы действовалилишь силы Луны, то человек бы тотчас
же окаменел, он затвердел бы в момент рождения. Междуэтими двумя
противоположностями стоит современный человек, - между безграничной
подвижностью и затвердением в форме. Благодаря тому, что в Луне находятся
образующие силы, физическая Лунастала шлаком. В этих формах могут
действовать лишь твердые существа, которые связаны с Луной. Так действуют на
Землю две силы - солнечная и лунная. Если бы мы вдруг от6росили солнце, то
втот же момент мы все бы стали мумиями, и настолько сильно, чтомы уже
никогда не смогли бы потерять этот облик. Представим себечто какой-нибудь
великан унес бы Луну; тогда все прекрасные размеренные движения, которыми мы
обладаем теперь, стали бы вертлявыми, мы внутренне сделались бы совершенно
подвижными, мы увидали бы, как вновь возникла бы изменяемость. Человек
заперт между двумя этими силами.
Многое в этом космосе - не только в субстанциях, во и в отношениях -
устроено чрезвычайно мудро. И мы, чтобы сегодня показатьдуше, какая
бесконечная мудрость лежит в космосе, рассмотримодно отношение, имеющеесвязь
с ликом Озириса.
В образе Озириса египтянин видел действие Солнца в то времякогда на
Земле еще лежал туманный пар, когда еще не было воздуха; и он видел, что при
возникновении дыхания разделилось единое существо Озирис-Сет. Сет
соответствует тому, что в нас входитдуновение воздуха. Озирис действует лишь
как свет Солнца. Это тот же момент, когда в сознание человека вступает
рождение и смерть. В том, что было образующим и разрушающим, то, что было
похоже на снимание и одевание одежды, в этом наступает большое изменение.
Если бы тогда человек мог ощущать; в то время, когда Землю еще не покинули
влияния, исходящие от Солнца, влияния, исходящие от тех высоких существ,
которые позднее ушли с Солнцем, - то он с благодарностью поднял бы взор к
этому Существу-Солнцу.
Когда Солнце выявилось, когда, так сказать, то, что было туманной
сферой, - бывшей одним для человека царством его высшейприроды, -
утончилось, тогда получил человек, который все болеемог воспринимать Солнце
прямо, сознание, что, собственно, он имеетсвое Я в своей низшей природе.
Погружаясь в свою низшую природуонвпервые ощущал свою самость.
Но почему не омрачилось существо, к которому обращался человек, как к
существу Озириса? Свет перестал действовать вместе суходом Солнца, но Яве
остался на Земле. Озирис был духом, которыйтаким образом заключал в себе
силу солнечного света, что позднее с отделением Луны он ушел с Луною и
получил миссию посылатьна Землю с Луны солнечный свет.
Сначала мы видим, как уходит Солнце, Яве со своим сонмом, сОзирисом,
возвращается назад, на Землю. Человек учится дышать. Озирис уходит с Луною и
получает миссию отражать с Луны на Землю солнечный свет. Человек получает
ощущение, что то, что ранееприходило к нему с Солнца, теперь приходит к нему
с Луны.
Видя светящую вниз Луну, человек тогда говорит себе: это ты, Озирис,
посылаешь с Луны мне свет Солнца, принадлежащий к твоейсущности.
Но этот свет каждый день отражался в другом облике. Если мы смотрим на
прибывающую Луну, то мы имеем 14 обликов до полнолуния. В течение 14 дней
Озирис обращался 14-атью обликами к Земле. Глубоко значительно, что Луна, т.
е. Озирис, принимала эти14 обликов, дабы посылать нам свет с Солнца. То, что
в это время совершает Луна, одновременно в космосе связано с тем, что
научило человека дышать. Лишь когда это явление возникло на небе, человек
смог дышать и этим было закреплено первое зерно Я в человеческой сущности.
Позднее египетское познание чувствовало все описанное здесьи
рассказывало так:
Раньше Озирис царствовал на Земле, затем приходит Тифон - ветер. Что
было временем, когда вода настолько спала, что вступил воздух, которым дышит
человек. Тифон победил сознание Озириса, он убил Озириса, положил его в ящик
и бросил в море. Как можно в образе более значительно передать космическое
событие? Луна-это ящик, отданный морю мирового пространства; Озирис теперь
вмировом пространстве. Но вспомним также о том, что в сказанииговорится, что
Озирис, погрузившись в мировое пространство, появляется в 14-ти обликах.
Сказание говорит, что Озирис был растерзан на 14 частей и погребен в 14-ти
гробницах. Здесь мы имеемудивительное указание на глубокие основы сказаний.
Четырнадцать обликов Луны суть 14 частей растерзанного Озириса.
Сначала все это является нам лишь как бы символом, но теперь мы уже
видим, что все это имело действительное значение. И теперь мы приходим к
тому, без знания чего нам никогда не станутясны тайны космоса.
Если бы Луна не появлялась в 14 обликах, то нечто не наступило бы,
потому что эти 14 обликов действовали на нечто, ониимели огромное внутреннее
влияние на развивающегося человека. До совершения всего этого человек и
своем телесном облике неимел зачатков к тому, что теперь имеет огромную
важность. Мызнаем, что спинной мозг весьма важен, и от него исходят нервы.
Зачатков к ним еще не существовало в то время, когда еще не выделилась Луна;
благодаря 14 обликам Луны и порядку, которомуони следовали, сложилось 14
нервных волокон в спинном мозгу человека. Космические силы действовали таким
образом, что 14 обликов Луны соответствуют 14 нервным волокнам. Но развитию
Лунысоответствует еще нечто, ибо 14 фаз являются лишь половиной проявлений
Луны. Луна имеет 14 фаз от новолуния до полнолуния и14 от полнолуния до
новолуния. В 14 днях до новолуния нет действия Озириса. В это время Луна так
освещена Солнцем, что она постепенно обращает к Земле свою неосвещенную
часть как новуюЛуну. Эти 14 Фаз также имеют свое действие, и оно для
египетскогосознания было действием Изиды. Благодаря действию Изиды из
спинного мозга исходят 14 других нервных волокон. Существует 28 нервных
волокон, соответствующих различным фазам Луны. Итак, из космических событий
мы видим происхождение определенныхчленов человеческого организма.
Могут сказать, что это не все нервные волокна.
Их было бы 28, если бы лунный год совпадал с солнечным годом. Солнечный
год длиннее, и разница солнечного и лунного годадействовала на образование
лишних нервных волокон,
Итак, в организм человека Луною вложены воздействия Изиды и Озириса; но
с этим связано еще нечто другое.
До момента воздействия Луны не было двуполости; был лишьодин человек,
соединявший в себе и мужское, и женское. Разделение произошло благодаря
перемежающемуся действиюИзиды и Озириса. И сообразно тому, чьевлияние
сильнее, - Озириса или Изиды, - человек - мужчина или женщина. Организм, в
котором господствуетдействие Изиды становится мужским, тело, в котором
преобладаетдействие Озириса, являетсяженским. Конечно, в каждом мужчине ив
каждой женщине действуют обе силы, но соответственным образомв эфирном теле.
Здесь мы имеем удивительную связь отдельных существ с положениями в космосе.
Мы нашли теперь, что не толькоблагодаря силам, но также и благодаря своим
положениям мировыетела влияют на людей. Под влиянием 38 нервных волокон,
исходящих из спинного мозга образовалось все, что принадлежит мужскому и
женскому организму.
Теперь должно быть добавлено еще нечто, благодаря чему мызаглянем
глубоко в космос. Нервы образовали облик человека, ночеловек не застыл в
нем; между действием Солнца и Луны было удержано равновесие. При последующем
мы не должны думать, что мы имеем дело с какой-либо символикой, мы имеем
дело сфактами. Что такое первоначальный Озирис, нерастерзанный Озирис? Что
такое растерзанный Озирис?
Мы видели, что он растерзан в нас самих; без этого никогдане возник бы
человеческий облик. Но что образовалось ранее всего под влиянием Солнца и
Луны? Ранее всего возникло благодаря воздействиювсех нервных волокон не
только внешнее мужское и женскоено ивнутреннее, в человеке возникло нечто
благодаря влиянию мужского и женского принципа. Возникло внутреннее
воздействие Изиды, и это внутреннее действие Изиды суть легкие. Легкие это
регулятор влияния Тифона или Сета. То, что влияет на человека от Озириса,
действуя на женское начало мужски, это делает благодаря дыханию продуктивным
легкие. Благодаря действиям, исходящим от Солнца и Луны, регулируется
мужской и женский принцип; в каждом мужском женское - гортань, в каждом
женском мужское - легкие.
Внутренне Изида и Озирис действуют в каждом человеке по отношению к его
высшей природе. Таким образом, каждый человек двупол, потому что каждый
человек имеет легкие и гортань. Каждый человек, будь то мужчина или женщина,
имеет также много нервов.
И более того, когда таким образом Изида и Озирис освободилисьот низшей
природы, тогда они родили сына, творца будущего земного человека. Оба
произвели Горуса. Изида и Озирис породили дитя, охраненное и воспитанное
Изидой - человеческое сердце, охраняемое крыльями легких - Изидой. Здесь в
представлениях Египта мыимеем нечто, указывающее нам на то, что в этих
древних школахмистерий на высшую природу человека смотрели как на
мужско-женскую, - на то, что индус познавал, как Браму. Уже индийскому
ученику показывалось, как позже возникает этот великий образ; ему
показывался Горус - младенец; и ему говорилось, что все возникло благодаря.
И то, что переживал индусский ученик, для
нас сохранилось в Риг-Ведев одном месте там написано: " и сходят на
человека семь снизу, семь сверху, девять сзади, десятьиз оснований скал и
десять из глубины, в то время, когда матьзаботитсявскормить ребенка. Это
удивительное место. Представим себеэту Изиду, которую я описал как легкие,
этого Озириса, которого я описал как аппарат дыхания (гортань), и представим
себе, как вэтом действует голос дифференцируясь в буквы. Эти буквы приходятс
разных сторон, семь приходят снизу - из гортани и т. д. Здесьзаложено
своеобразное действие всего, связанного с нашим воздушным аппаратом. То, где
звук расчленяется и дифференцируется, - этовеликая Мать, охранявшая и
оберегавшая дитя; мать - легкие, дитя, образовавшеесяпод всеми
этимивлияниями, - человеческое сердце.
Так показывались посвященным таинственные действия и воздействия внутри
космоса. И мы увидим, как в эту ткань были вотканы отдельные члены человека.
Это является главой оккультной анатомии, какой она давалась в египетских
тайных школах, посколькубыло известно о космических силах и о космической
сущности.
width="50%"> 6
фактов, которые относятся к эволюции Земли и всей солнечной системы всвязи с
природой человека. В последних двух лекциях мы обратили внимание на вскрытие
всех фактов развития, которые вновь повторялись в египетских мистериях,
которые познавали как ученикиегипетских мистерий, так и весь египетский
народ. Ученик в своем ясновидении действительно познавал все приведенные
нами факты, которые мы еще дополним нашим сегодняшним рассмотрением.
Большаячасть народа, неспособная подняться до ясновидения, переживалавсеэто
в одной, полной значения, картине. Эту картину, котораяявляется важнейшей в
египетском миросозерцании, мы уже часто затрагивали. Эта картиназаключает в
себе сказание об Изиде и Озирисе. Мывсе знаем эту картину, но, в сущности,
ни один человек, что-нибудь знающий не думает, что она является лишенной
значения. Эта картинарассказывает следующее:
На Земле, на благо человечеству, господствовал Озирис, вплоть, до того
времени, когда Солнце вступило в знак Скорпиона. И тогдабрат Тифон убил
Озириса. Он убил его, заставив его лечь в ящик, который он закрыл и передал
морю. Изида, супруга Озириса, искала своего супруга и, когда она нашла его,
то злой Тифон стал вновь стремиться к уничтожению Озириса, он растерзал его
на части. Изида собрала отдельные члены и погребла их в различных местах.
(Показывают различные гробницы Озириса). Тогда Изида родила Горуса, и Горус
отомстил за своего отца. Озирис был вновь принят в царство божественной
Сущности и, хотя он уже более не действенен на Земле, но он действует для
человека, когда тот, междусмертью и новым рождением, пребывает в духовном
мире. Поэтомупуть мертвого египтянина был путем к Озирису.
Это сказание принадлежит к самому основному в жизнепонимании Египта.
Сказание об Озирисе пронизывало все культуры Египта до тех пор, пока вообще
существовало египетское мировоззрение- религиозное.
Вспомнив это сказание, в котором запечатлено то, что лицезрел ученик
как священную тайну, мы снова можем обратить взорна то, что лицезрел ученик
в мистериях. Уже вчера мы началисебе создавать точное представление о том,
что слагалось в человеке под влиянием различных образов Луны. Уже говорилось
о 28 парах нервов, которые зависят от положения Луны в течение 28 дней,
необходимых для Луны, чтобыснова возвратиться к томуже облику. Мы
исследовали тайну, как извне, путем космическихсил, в человеке образовались
эти 28 пар нервов. Я прошу теперьхорошенько отметить следующее. Теперь -
насколько это возможносделать в таком кратком указании - должно быть с
возможной точностью описано то, чему учился египетский ученик о развитии
человека в более полном объеме. Об этом описании некоторые скажут, что это,
с современной точки зрения, чистая бессмыслица; онимогут сказать это, но они
должны лишь знать, что это то учение, которое познавал и ясновидяще видел
египетский ученик. И болеетого, это учениене только история египтян, но это
истинно идля современных оккультистов.
Мы повторим то, о чем уже говорилось в последних лекциях, - что Земля в
начале своего развития состояла, так сказать, из звучащих человеческих
зачатков, которые образовали первичныйземной туман. Как индийский, так и
египетский ясновидящий мог духовновидеть, как из этого человеческого зачатка
вырастал весь позднейший облик человека. Тогда было возможно ясновидчески
видеть все, что позже образовалось из этого человеческого зачатка. Нобыло
возможным и смотреть назад на то, что прежде всего возникло от человека,, из
этого человеческого зачатка. Первое, что возникло из этогочеловеческого
зачатка, когда еще Солнце было связано с Землей, было действительно родом
растения, как бы открывающего кверху свою чашечку. Это наполняло Землю это
образовалось из того пра-тумана. Но в первоначальном облике, когда возникла
эта чувствующая чашечка, она почти не была видима; ее было возможно
воспринимать, лишь чувствуя ее близость, подобно чашеобразному тепловому
телу. Итак, сперва было теплое тело. Когда Земля была еще связана с Солнцем,
внутренность этого человеческого образования начала светиться, распространяя
лучисвета в пространстве. Если бы тогда воспринять ее как сущность, видимую
для теперешних глаз, то эта земная субстанция открыласьбы как мерцающий шар,
светящийся в мировом пространстве сверкающими лучами. В наше время с трудом
можно создать картину того, что было в то время. Это можно сделать,
представив себе, что наш воздух наполнен звучащими светлячками, которые
посылают свойсвет в мировое пространство. Так приблизительно светился
первыйзачаток человека в мировом пространстве. Но было не только это;
приблизительно в то же время во вне, вокруг этого чашеобразования отчленился
род газо-тела. В нем были растворены многие субстанции, которые имеются и
теперь в телах человека и животных. Вскоре после возникновения этого, из
общей земной массыпришли еще другие зародыши, которые стали первыми
зачатками нашего современного царства животных. Итак, человеческое царство
было первым; после пришли зародыши, ставшие зачатками царства животных.
Конечно, вся Земля еще состояла из одной, светящейся вмировом пространстве,
воздушной массы. Внутри этой воздушноймассы возникли первые зачатии 6есполых
животных, которые тогдастояли на низшей ступени современною животного
царства, и мыувидим, что эти животные, состоящие из своих первоначальных
зачатков, получат известное значение для человека современного.
Так возникли первые зародыши животных, и для нас важнее всего то, что
эти возникшие животные были весьма плотными массами газа, как бы плотными
скоплениями газа. Эти животные развились в различных формах до известной
высоты, и когда солнце вышло из Земли, то высшей животной формой была форма
рыбы, но не современная форма рыбы; форма животного в то время была иной,
чемсовременная рыба, но она находилась на соответствующей высоте. Потом
Земля уплотнилась до водной Земли, и животные существовали губкообразно в
этой водной Земле. Потомнаступает нечто своеобразное, некоторые из этих
животных форм остались животными и, так сказать, не заботились о
поступательном движении эволюции. Другие же получили известное отношение к
человеческим обликам и это отношение заключалось в следующем.
В момент выделения Солнца, Земля начала вращаться вокруг своей оси, так
что возникли день и ночь. Но тогда дни и ночи были гораздо длиннее, чем
теперь. В то время, когда Луна еще не была отделена, каждый раз, когда такое
человеческое образование, уже весьма уплотненное, было на стороне Солнца, в
этой массе газа от такой- животной формы отделялось нечто вниз в водную
Землю. Человек связывал себя с животной формой. Итак, мы имеем это
вспучивание над водной Землей; благодаря тому, что действие Солнца проходило
сквозь цветущих людей, онодействовало так же на внутренние силы Земли и
Луны. Благодаря тому, что от человеческого тела отделялась животная форма,
стоящая на высоте рыб, говорили, что Солнце, освещающее человеческое тело,
стоит в знаке Рыб.
Действительно, первые указания на это образование совпали смоментом,
когда на небе Солнце стояло в знаке Рыб; оно часто через него проходило, во
все же исходный пункт этого образованиябыл также моментом, когда Солнце
стояло на небе в зодиакальномзнаке Рыб. И оттого, что тогда от человека
отчленились Рыбы, этот знак получил свое имя.
Мы знаем, что развитие протекало потом, заключая в одномтеле Луну и
Землю. Яве остался о Землей и к Его слугам принадлежал тот божественный
облик, который египтяне называли Озирисом. До выделения Луны развитие
сложилось весьма своеобразно.
Мы знаем, что Земля была водной Землей, и образования, находящиеся в
воле в период до выделения Луны, стояли на очень низкой ступени. Когда
выделилась Луна, то человек в отношении своейнизшей природы стоял на высоте
огромного ящера. Это то, что Библия называет Змием; то, что называлось
драконом. Во время выделения Луны в человеческую Форму вступало все больше
от животного царства. Когда Луна вышла, то человек внизу имел
животнообразный облик, наверху же находились остатки светового облика, в
который извне вливались силы Солнца. Влияние сущностей света осталось для
человека. Подобный губке человек плавал в этом первичном море, причем этот
своеобразный световой облик выступал изводной Земли. Что это был за
светящийся облик? Он постепенно преобразовался во всеобъемлющий могучий
орган чувств. Это преобразование закончилось, когда выделилась Луна. Этим
органом, плавая подобногубке, в первичном море, человек мог воспринимать
близость какого-нибудь опасного существа. Подобным же образом воспринимал он
тепло и холод. Этот орган сморщился. Это, так называемая теперь шишковидная
железа. В те же времена человекдвигался, плавая в земной массе, пользуясь
этим органом, как родом фонаря. Где теперь мы можем у детей найти на голове
мягкоеместо, это место откуда выходит этот орган.
Человеквсе более принимал в себя все высшие животные формыи был момент,
когда человеко-образование, - то, что возникло изрыб, - называют благодаря
тому, что оно жило в воде и несло зародыши позднейшего человека, - Водолеем
. Более же позднейшим образованием было то, которое называлась Козерогом.
Своеобразно, что на самом деле то, что соответствует человеку в егонизших
членах, действительно дало имя этому созвездию. Ступни - первоначальных рыб;
голени - Водолей; то, что долгое времядавало человеку направление при
плавании, - колени человека; находятся в связи со знаком Козерога. Все более
развивалось животноецарство; то, что стало бедром, обозначалось как Стрелец.
Нас далеко бы завело, если бы я стал вам объяснять это выражение. Мы дадим
картину того, каким выглядел человек, когда животность соответствовала
Стрельцу. Человек был животным, которое впервые могло двигаться по островам,
образовавшимся из воды. Сверху человек был тоньше, на самом верху оставался
цветочный облик. Тогдашний облик человека можно себе правильно представить,
еслипредставить его сверху эфирным, снизу же животнообразным. В древних
изображениях зодиака Стрелец в его нижней части изображается животным,
сверху человеком. Эти знаки суть нечто, что передает те вершины развития, на
которых стоял человек, подобно тому, как Кентавр передает действительный
облик человека: снизуживотное, сверху человека. Лошадь мы не должны
принимать буквально, но лишь как выражение животности. Таков был в древности
принцип искусства, - все, что божественно создавалось,
указывалосьясновидящими или виделось самими. Тогда сами художники были
посвященными; говорят, что Гомер, был слепым провидцем, т. е. онбыл
ясновидящим. Он мог глядеть назад в хронику Акаши. Слепойпровидец Гомер был
более видящим, чем остальные греки. Итак, Кентавр является действительно
человеческой формой. Когда человеквыглядел таким, Луна еще не вышла из
Земли, сама сила Луны еще пребывала в Земле. В человеке же была
образовавшаяся ранее во времена Солнца шишковидная железа.
Когда выделилась Луна, наступила двуполость. Человек-кентавр еще был
однополым. Двуполость наступила, когда Солнце было взнаке Скорпиона, и пол
обозначался знаком Скорпиона. Скорпион - это то, что в животном
соответствует той высоте, на которой человек развился до пола.
Человечество было так далеко, что наступила двуполость. Человек принял
в себя пол. Когда ученик египетских мистерий обращал свой взор на это время
земного развития, то он видел Землю, населенную людьми, которые внизу были
плотными, сверху же имелисветовой человеческий облик. потом наступило время,
когда благодаря силам Луны, вдоль того места, которое занимает спиннойхребет
вчленились первые волокна. Образование над позвоночнымстолбом, - теперешняя
область головы, - также уплотнилась и преобразовалась в человеческий мозг.
Это был вполне преобразованныйсветящийся орган. Затем образовался
позвоночный столб, из которого исходили первые волокна, и к этому
присоединился низший человек, какон был описан. Это показывалось египетскому
ученику, ему становилось ясно, какое существо хотело воплотиться на Земле и
должно было принять соответствующийоблик человека. Каждоевысокое существо,
спустившееся на Землю, было в облике тогдашнего человека. Тогда человеческий
облик был устроен таким образом, что было возможно видеть светящееся тело; и
то, что образноотмечено как чудесный глаз Полифема - есть тот орган, тот
фонарь, что позже и преобразовался в мозг. Впервоначальном искусствевсе
является символом действительных образов.
Когда греческие посвященные познакомились с тайнами Египта, они знали
уже многое, - в сущности, то же, что и египетские посвященные, - лишь
называя это на своем языке.
Египтяне настолько сильно развили искусство ясновидения, что ученики
могли прозревать в давно прошедшие времена. Египетский ясновидящий имел
изначальную связь с этими тайнами, и поэтому египетскими ясновидящими
греческие жрецы назывались лепечущими детьми. Один египтянин сказал им: " вы
греки, словно дети, вы не имеете древней святой мудрости, древней святой
религии. "Так указал египтянин на то, что мудрость Египта стоит выше того,
что можно испытать материально. Но то, что видел в земном развитии
египетский посвященный; то, что бог Озирис ушел с Солнцаи перешел на Луну,
то, что свершил этот бог; это было священнымдля грека. И они знали, что этот
бог Озирис обладает 28 ликамиЛуны и этим путем закладывает в человеке
нервные волокна. Озирисобразовал нервную систему и этим сформировалвсю
верхнюю часть человеческого тела. Ибо то, что возникло как мускул, могло
получить свою форму лишь благодаря тому, что его образователями явились
нервы. Так благодаря прежней деятельности Солнца возникло то, что
образовалось как мозг и спинной хребет и над этимспинным хребтом извне
работали лики Озириса.
Это чувствовали греки, и греки знали, когда они познакомились с
египетскими мистериями, что Озирис есть тот же бог, которого они называли
Аполлоном. Они говорили, Озирис есть Аполлон и, как он работает над нервами,
чтобы возбудить душевную жизньвнутри человека, так же делал и наш Аполлон.
Представим себеэто образование. Представим себе мозг, начерченный
схематически: он переходит в спинной хребет, затем протягиваются 28 рук
Озириса, и Озирис играет своими 28 руками на том, что заключаетсяв спинном
хребте; и греки дали полный значения образ лиры Аполлона. Нужно лишь думать
наоборот: лира - это мозг, нервы - это струны; Аполлон играет на лире, на
великом инструменте, созданном космосом, и в человеке раздаются звонки,
составляющие егодушевную жизнь. Вот чем было для элевзинских посвященных то,
что дали в своих образах египтяне. Из подобного образа мы можем увидеть, что
они не имели схематического значения. Обычнопереживали, что образы гораздо
глубже того, что как-либо возможно передать рассудком. Когда грек говорил об
Аполлоне, то онобладал тайной Озириса- Аполлона и инструмента -
человечества. И Озирис вставал перед египетским учеником, когда он
посвящалсяв тайны земного бытия. Так мы должны сказать, что символы,
полученные нами картины, все выражения пра-тайны, значат гораздо более, чем
это возможно указать рассудком. Видели эти струны, видели руки Аполлона. И
самое главное в том, что приходили к тому образу, к реальной мудрости. Ибо
нет символа, нет легенды, которые не были бы видены. Лишь после долгого
времени допускался египетский ученик к таким тайнам; сначала он проходил
определенноеученичество, и лишь тогда он допускался к упражнению.
Он переживал состояние известного экстаза, бывшего более, чемсном. В
нем он видел то, что позже должен был он видеть в образе. Поистине это
видение Луны, а с ней и Озириса, эту его работу с Луны на Землю, - все это
видел ученик как мощный живой сон, ему действительно снилась легенда
Озириса-Изиды. Каждому ученику снился этот сон Озириса-Изиды; если бы онне
снился ему, онне мог бы придти к прозрению истинных фактов. Ученик должен
былидти путем образа, путем имагинации. Внутренне переживалась легенда
Озириса-Изиды, пролог к тому, что происходило в духовноммире. Ученик лишь
тогда мог читать в хронике Акаши то, что было сегодня описано, когда он
достигал высшей ступени посвящения, о которой мы будем говорить завтра. И
также мы будем говорить о следующих знаках зодиака и их значении.
7
Лекция 8
развитии человеческого организма. Мы проследим этот организм в его
возникновении вплоть до того момента, когда Луна выделилась из Земли.
Конечно, говоря момент, мы употребляем неточное выражение, ибо эти события
обнимают собой большой промежуток времени. С того момента, когда Луна начала
выделяться, и до того, когда она выделилась, протекло много времени, но мы
рассмотрели человека приблизительнодо выделения Луны. Мы поняли этот облик
человека, который внизу, приблизительно от середины человеческого тела, уже
в своем образовании, был совершенно непохож на современный. Это тело,
какмягкую часть, - уже было возможно видеть современным глазом, в товремя,
как верхняя часть была видима лишь для ясновидящего сознания. Мы уже
указывали на то, как предание, искусство и религияудержали в Кентавре нечто
от тогдашнего человека, и в отдельныхчастях тела мы изучили члены человека,
которые представляют из себя животные формы нашей Земли, остановившиеся на
известной ступени развития. Теперь мы должны выяснить себе это совершенно
точно.
В древние времена, когда еще не выделилось Солнце, еще не было животных
форм. Когда выделилось Солнце, высшейформой тогдашнего животного был род,
стоявший на ступени современной рыбы.
Что в сущности, означает, когда говорят, что человеческиеступни
соответствовали этой рыбо-форме и когда мы рассматривалиступени в связи с
рыбами? Это значит, что тогда образования, подобные рыбам плавали на водной
земле и что тогда Физически воспринимаемой от человека была образована лишь
ступня. Все остальноесуществовало лишь в тонкой эфирной форме. То, что было
описанокак форма чаши или форма цветка, было вполне эфирным. Лишь самая
нижняя часть человека действительно проникала в водную Землю, какрыбы,
которые отстали. Потом возникают высшие животные, закрепленные путем того,
что говорят о Водолее; о человеке, получившем тело вплоть до голеней;
человек образовался так, что на каждой ступени своего бытия, он оставлял
известные животные формы. Когда начала выделяться Луна, человек был уже
настолько далеко, что он, помимо уже образованной нижней половины, низшей
природы, имел способной и к образованию высшую природу. Затем мы видели, как
Луна действует извне как то, что египтяне называют Озирисом, путем различных
обликов Луны может воздействовать на человека икак от Луны отделяется то,
что является важнейшим в верхней части тела. Затем, благодаря звукам,
которые вызывает из человеческого тела Озирис-Аполлон, образуется средняя
часть человека - бедра. Все, что отстало в этот момент, через который
перешагнулчеловек, сохранилось в форме амфибий. Пока Луна была еще связана с
Землей, она более или менее устремляла развитие вниз. Рыбы стояли в связи с
Солнцем. И отсюда современное ощущение здорового человека. Подумайте, какую
радость может доставить человекусозерцание прекрасных водяных животных, как
могут его радовать этиформы, и подумайте о том чувстве антипатии,
возникающем у человека, когда он видит то, что стоит выше рыб, - амфибий:
лягушек, жаб, змей, ползающих и свивающихся, - хотя современные амфибии
только выродившиеся формы того времени. Пока человек имел лишьсвою туманную
телесность, он был родом ящера; верхняя часть телаобразовалась позже, когда
он уже выделил нижнюю часть человека. Мы можем сказать, что вид рыб передает
нам форму, на высоте которой находился человек благодаря получаемым им силам
в то время, когда Солнце было еще связанным с Землей; когда
выделилосьСолнце, человек стоял на высоте рыбы.
Тогда выделились образующие Солнце высокие существа и вместе с ними тот
дух, который был первым солнечным Духом - Христос. Перед нами глубокое
чувство, некогда бывшее в человечке экзотерически. Чувствовали, что облик
рыбы может охарактеризоватьвыделение Солнца из Земли и с ним Христа. Ранее
человек был с Солнцем; когда же оно ушло, то он видел в образе рыбы облик,
которым он был обязан солнечному Духу. Когда он пошел дальше, Солнечные Духи
не были с ним. Христос отделился в то время, когдачеловек имел облик рыбы, и
этот облик был закреплен посвященнымираннего христианского периода. В
римских катакомбах этот символсуществовал как символ Христа - и тогда
чувствовали характеризуемое им космическое событие. Человек дошел до формы
рыбы, когдаотделилось Солнце, и первые христиане, как нечто невыразимо
глубокое, чувствовали в символе рыбы облик человека Христа. Насколько
далекэтот знак, на который мы смотрим, как на символ космической эпохи
развития, - насколько далек он от внешних толкований. Существовали символы,
которые как таковые относились к высшимдуховным реальностям; они означали
нечто для первых христиан. Таким символом является образ того или другого,
что действительно можно видеть в духовном мире, и символ лишь тогда
правилен, когда он указывает на нечто, что можно видеть в духовном мире.
Всякая спекуляция имеет в лучшем случае подготовительную цель; символ
действительно познается, если показывают, что им зарисована духовная
сущность факта.
Пойдем теперь дальше в развитие человечества. Человек принимал
различные формы, и, когда он дошел до половины, его физическая форма была
самой отвратительной. Эта форма, которой тогда обладал человек, выродившись,
сохраниласьв змее. Время, когда человек имел форму амфибии, время, когда
Луна была ещев Земле, было временем позора, падения человечества. Если
быЛуна не выделилась, то человеческий род подпал бы ужасной судьбе; он бы
все более впадал в форму зла и ужаса. Отсюда истекает душевное ощущение
неиспорченной души при виде змеи, которая удержала облик глубочайшего
погружения человечества, - ощущениеантипатии. Именно неиспорченная душа, не
говорящая, что в естественном нет отвратительного, ощущает отвращение при
виде змеи, ибо она является документом человеческого позора. Это не
моральное понятие, это указание на глубину погружения человечества. Теперь
человек должен был выйти из этого состояния. Он могсделать это только
оставив животную Форму и начав уплотняться всвоей духовной верхней части
тела. Было нечто чрезвычайно важное в том, что в нем действовали силы
Озириса, развивая его болееблагородную часть; ибо благодаря этому верхняя
часть человекаполучила возможность перевести спинной хребет из
горизонтального положения в вертикальное. Все это произошло под влиянием
Озириса. Со ступени на ступень был ведом человек Солнцем и Луной, державшими
весы. Когда человек стал физическим до половины, Солнце и Луна держали весы,
и поэтому бедра обозначаютсякак весы. Тогда Солнце стояло в знаке Весов.
Нельзя себе представить, - и это должно быть особенно отмечено - что
после нахождения Солнца сначала в знаке Скорпиона, а затемв знаке Весов
сейчас же развились бедра; в таком случаеходразвития представлялся бы
слишком быстрым. Солнце проходит полный круг Зодиака в период приблизительно
26 000 лет. Солнце однажды весною вступило в знак Овна, а раньше в знак
Тельца. Весенняя точка передвигалась все дальше, весною Солнце
проходилосозвездие Тельца. Приблизительно за 747 лет до Р. Х. Солнце снова
вступило в знак Овна, в наше время оно вступает в знак Рыб. Период, в
который Солнце проходит созвездие, он уже обозначаетнечто; но этого периода
недостаточно для долженствующего произойти изменения, так, что человек,
образуя пол, проходит от Скорпиона до вершины Весов. Получилось бы
неправильное представление, если бы думали, что это произошло благодаря
одному прохождению Солнца. Солнце проходит через весь круг Зодиака, и
благодаря этому полному обороту совершается движение вперед. В прежние
времена оно должно было чащесовершать кругооборот. Поэтому известные
исчисления послеатлантических эпох нельзя прилагать к более древним. Солнце
должно было делать оборот вдревние времена даже несколько раз для того,
чтобы развитие несколько подвинулось вперед.
Теперь путем этого развития человек поднимается всевыше и следующая
ступень, на которой образовалось то, что называетсянижними частями туловища,
обозначается знаком Девы.
Мы лучше всего поймем развитие, если мы уясним себе, что человек
становится все более человекоподобным и что на известнойступени вновь
остаются животные существа. Однажды уже было сказано, что человек и легкие,
и сердце развил благодарявлиянию Луны. Я также указал, насколько принимали в
этом участие ОзирисиИзида. Мы должны уяснить себе, что высшие члены человека
- сердце, легкие и т. д., - что все эти члены могли образоваться лишь
оттого, что высшие части человека действовали определенным образом. Со
времени Весов эти высшие части влияли гораздо больше, чем в предыдущие
эпохи, и благодаря этому могли возникнуть многообразные формы. Могло быть
особенно сильное влияние эфирного тела, или астрального, или дажеЯ. Могло
случиться, что перевес имелофизическое тело. И так образовалось 4
человеческих типа; образовалось известное число людей, которые развили
преобладающим образом физическое тело, были люди, получившие свой отпечаток
отэфирного тела, люди, имевшие астральный отпечаток, илюди, несшие отпечаток
человеческого Я. В древние времена, когда возникли эти формы, можно было
встретить уродливые облики, и ясновидящий открывает в них то, что
сохранилось - конечно в гораздоменее открытых, различных изображениях.
Например, у людей с особенно выраженным физическим телом, это ложилось
отпечатком на их верхней части, образовалось нечто, что было вполне,
приспособлено к нижнему образованию и что в своей деятельности не могло
подняться настолько, чтобы облагородить верхние части. Тогдаполучался тип
Тельца, - не современного тельца, он является выродившимся образом. То, что
в известное время являлось преобладающим от физического тела, это осталось в
группе Тельца. Человеческая группа, в которой столь сильно выражено было не
физическое, а эфирное тело, - укоторых особенно сильным было все то,
чтоможно было назвать более тяготеющим ксердцу, - эта человеческая ступень
также осталась в животности; эта ступень через которую перешел человек,
осталась воЛьве, Лев принял в себя тип, образовавшийся из группы людей, у
которых наиболее деятельным было эфирное тело. Та человеческая ступень, у
которой над физическим и эфирным телами преобладало астральное, эта группа
осталась для нас в подвижной породе птиц; сброшеннаяздесь преобладающая
астральность поднялась до птичьего бытия. То, что былосилойЯ, развилось в
существе, которое на самом деле может быть названо соединением трех
остальных, ибо Я гармонизирует всечлены. Ясновидящие, поистине, имеют перед
собой эту группу закрепленной в сфинксе - то, что сохранилось в древней
форме сфинкса, когда сфинкс имел львиное тело, крылья орла, нечто
тельцеподобное, а в древнейших изображениях даже хвост пресмыкающегося. Над
этим же человеческий облик, гармонизирующий остальные части. И постепенно
эта львиность, орлиность преобразуются все в большее единство. Они
гармонизируются, они преобразуются в человеческий образ, который постепенно
делался таковым, каковым он был в середине Атлантиды. Но за всеми этими
событиями скрывалось и еще нечто. Мыпредставляем себе, что гармонически
слились 4 элемента: физическое тело было преобладающей силой, образовавшейся
до эволюционной эпохи Весов; затем эфирное тело, - львиная природа, - в то
времякак физическое тело как бы выделило природу Тельца. Затем астральное
тело, преобладающие силы астрального, астральная природаили природа Орла,
или Коршуна, и, наконец, преобладающие силыЯ - человеческая природа.
Какой-нибудь из этих обликов получалпреобладание в отдельных существах.
Могли встречаться различные комбинации; например, могли существовать в
одинаковой степенифизическое, астральное тела и Я, а эфирное тело, имеющим
над ними перевес, - это особенный тип человечества. Были существа, укоторых
перевес имели эфирное, астральное тела и Я, а физическоетело было менее
образовано, так что мы имеем людей с перевесомвысших членов над телом
физическим. Те люди, у которых перевесимели физическое, астральное и Я
являются физическими предками современных мужчин; те люди, у которых
перевешивали эфирное, астральное и Я, являютсяфизическими предками
современных женщин. Остальные типы все более и более исчезали, оставляя лишь
мужскуюи женскую форму.
Почему же оказалось возможным постепенное образование этих двух форм?
Это произошло благодаря влиянию Изиды и Озириса.
Мы видели, что Изида проявляется в новолуние, а Озирис вполнолунии.
Изида и Озирис духовные существа на Луне, действияже их мы находим на Земле;
мы находим их на Земле потому, чтоблагодаря им человеческая раса разделилась
на два пола. Благодаря действию Озириса образовались женские предки людей,
мужчины же образовались благодаря действию Изиды. В сказании это
представлено Изидой ищущей Озириса, - мужское и женское ищут друг друга. Мы
снова видим, что в этих сказаниях скрыты чудесные события космического
развития. Лишь когда были перейдены Весы, вчеловеке произошла дифференциация
мужского и женского. Человек гораздо долее оставался однополым, чем
животные. Было время, когда существовал, так сказать, односторонний
человеческий обликкогда еще не было нашего способа размножения, когда
природа человека представляла два пола. "И создал Господь
человекамужским-женским", - написано в Библии; не мужчиной и женщиной,
онсоздал обоих в одном. Это весьма плохой перевод, где говорится - он создал
мужчину и женщину. Так смотрим мы на то время, когда человеческая природа
еще была единой, когда каждый человекрождался беспорочно-зачатым. Из данных
ясновидения посвященныхпередает нам египетская традиция эту ступень
человеческого развития. Я уже указывал на то, что древнейшие изображения
Изидыбыли следующие: Изида кормит Горуса, а за ним стоит ещеИзида, с
крыльями Коршуна; одна Изида дающая жизнь Горусу, указывает, что в человеке
есть ещедругое астральное существо; то, чтоприсоединилось позднее
указывается нам за матерью астральным обликом, который имел бы крылья
коршуна, если бы он только последовал своей астральности. А эфирное тело
представлялось в третьей Изиде, с львиной головой. Из глубин ясновидения
дана этатройственная Изида.
Исходя из этой точки зрения, мы сможем понять еще нечто, - аименно, что
могло существовать на самом деле известное промежуточное состояние между тем
беспорочным размножением, когда оплодотворяющей материей служили пребывавшие
в Земле силы, и двуполым размножением. Это двуполое размножение установилось
окончательно лишь в середине Атлантиды. Ранее была промежуточная ступень;
эта промежуточная ступень в известных эпохах является переменой сознания;
тогда человек проходил перемену сознания в гораздо более долгие периоды, чем
теперь. Сознание особенно сильно, когда ночью человек находится среди своих
духовных товарищей. Это состояние сознания сменяется другим, которое
особенно сильно в человеке, находящемся в физическом теле. Были времена
человеческого развития, в которые оплодотворение как переходная ступень
наступало во время затемненного сознания; человек выходилиз физического мира
в духовный; там наступало оплодотворение, открываемое человеку лишь в
символическом акте сна. Тонкимблагородным образам ощущал он, что
оплодотворение наступило во сне; и в сознании человека возникал лишь тонкий
чудесный сон, - например, что человек бросает камень, камень падает в Землю,
ииз Земли возникает человек.
В это время нас должны особенно интересовать те, которые уже ранее
достигли позднейшей ступени. Когда мы говорим, что известные существа
остались на ступени рыб и т. д., то это значит, что если бы эти существа
захотели бы подождать, выявить все обилие своей любви лишь гораздо позже, то
они стали бы людьми. Если бы лев незахотел слишком рано в земную сферу, тоон
стал бы человеком, так же как и другие отделившиеся животные. Скажем же
себе: все, что было человеком в то время, когдаотделился лев, говорило себе,
или: нет, я не хочу вниз, в физическое человечество, или: Я хочу вниз, я
хочу, чтобы то, что развито, было. Итак, мы имеем два рода существ: одни
остаются наверху, в воздушном эфирном царстве, и лишь в животных частях
достигают Земли, и другие, которые стремятся совсем опуститься на Землю. Эти
стали, быть может, львом, первые - стали человеком. Подобно тому, как
отстали животные, также отстали и люди; отнюдь не лучшая часть человечества
стала слишком рано людьми, лучшие смоглиждать, они долго не спускались на
Землю, чтобы привести в сознание акт оплодотворения, они остались в том
сознании, где акт оплодотворения был сном. Эти люди жили, как говорят, в
раю. У людей, которые слишком рано спустились на Землю, мы нашли бы
образованной преимущественно нижнюю часть тела, но грубое лицо, вто время,
как у людей, хотевших образовать более благородные части, мы нашли бы и
более человеческий облик. Все, что описано здесь, сохранилось в одном
чудесном предании и обряде. Известен обряд, упоминаемый Тацитом, - сказание
о богине Гертус, котораяежегодно погружалась с колесницей в морские волны.
Те, которые ее влекли, должны были быть убиты. Гертус поняли, как
понимаютвсе, - как некий возникший из фантазии призрак, как какую-то богиню,
имевшую культ на каком-то острове. Место этой легендыприписывали озеру
Герты; думали, что там находилось место, гдепогружалась колесница. Это
удивительная фантазия, потому что имя озера Герта является более поздним
наименованием, раньше оно благодаря своему цвету называлось черным озером, и
никомуне пришлобы в голову назвать его озером Герта и связатьего с богиней.
Примечание: "Затем Авионы, Англы, Варины, Евдозы, Свардоны, Нуитоны
ограждены реками и лесами. Каждый из этих народов непредставляет сам-по-себе
ничего замечательного, кроме того, чтоони все чтут Гертус, т. е. мать-Землю
и полагают, что она вмешивается в дела человеческие и посещает народы. На
острове океанаесть девственная роща и священная в ней колесница, покрытая
одеждою прикасаться к ней дозволено только одному жрецу. Он понимает, когда
богиня является в глубинесвятилища, и провожает с величайшим почтением ее,
когда она едетна коровах. Эти дни считаются праздничными; места которые
она/богиня/ удостаивает своим посещением, торжествуют. В это время не
принимают участия в войнах и не берут оружия: всякоежелезо под замком. Мир и
спокойствие тут только и знакомы, тут только их и любят, пока тот же жрец
пресытившуюся общением со смертными богиню возвращает в храм. Затем
колесницу и одежду и, если хочешь верить, самую богиню омывают в потаенном
озере. рабы исполняют это и потом тотчас же исчезают в этом же пруде.
Вследствие этого - тайный ужас и святое неведение предмета, который они
видят только в минуту гибели. /Корн. Тацит "О положении, обычаях инародах
Германии" гл. 40/.
В действительности, в этом предании заложено нечто гораздоболее
глубокое. Гертус-это переходная ступень от беспорочногозачатия к половому.
Гертус, которая погружается в смутное сознание, воспринимает это, когда она
погружена вморе страстей лишьв тонком символическом акте; она воспринимает
лишь отблеск. Те же, которые спустились в то время, когда высшее
человечествоеще чувствовало таким образом, они уже потеряли первоначальную
наивностьонижевидели этот акт, они были потеряны для
высшегосознаниячеловечества, они были достойны смерти. Воспоминание об этом
событии древнос...


