Б.П.Никитин. Развивающие игры

страница №2

вительно вкравшихся ошибок, даже если это
ошибки взрослого. В умении найти ошибку или неточность малыши довольно часто
обгоняют взрослых, и это надо поддерживать — пусть поднимаются выше
старших. Но — без злорадства!

Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок



Очень часто, желая что-то внушить ребенку, упорно и навязчиво повторяют
ему одно и то же. Нет лучшего способа добиться прямо противоположного
результата. И наоборот: запрет, недоступность всегда вызывают интерес и
желание узнать, что это такое. Эту закономерность обязательно надо
использовать в общении с ребятами. И в играх — тоже.
Вечер. Вы выбрали полчаса, чтобы поиграть с дочкой. А она занята куклой
— у нее "гости".
— Наташа, давай поиграем!
— Папочка, я делаю пирог.
— Да что ты все с куклами и с куклами? У меня времени немного есть --
давай из кубиков узоры сложим,
— Ну, папа, я немного еще поиграю. Потом!
— А позже я не смогу. Ну-ка быстренько ко мне, а куклы твои подождут!
Как неохотно дочка идет к вам, мысли ее заняты совсем не кубиками, она
оглядывается на кукол...
— Ну-ну, не отвлекайся, смотри вот сюда на узор...
И Наташа смотрит на кубики уже с неприязнью — ведь они оторвали ее от
игры. Вряд ли ей захочется заниматься ими в другой раз.
А вот другая картина. Воскресенье. Вся семья дома, хорошо выспались,
позавтракали не торопясь. Дочка помогает маме убрать посуду. Скоро она
освободится, и... чем бы заняться?
— Светик, а я тебе сделал новые кубики, — говорит папа, — особенные,
цветные, ты таких еще не видела. Показать? — У папы такой тон, что и не
поймешь, то ли он собирается их показать, то ли нет. Жаль, если не покажет,
ведь новые и наверно интересные. — Показать, показать! Я уже убрала посуду.
— Только это не простые кубики. Они задачки задают, и довольно
трудные. Не знаю, сумеешь ли ты решить!
— Сумею, сумею! — уверяет дочка. Она нисколько не сомневается в том,
что это так.
— А может быть, пока отложим? Ты подрастешь, поумнеешь и тогда легко с
ними справишься. Задач там, наверное, целая сотня, надолго хватит.
— Нет, сейчас! Нет, сейчас! — Света заинтригована, подпрыгивает от
нетерпения, кубики в ее воображении стали совсем соблазнительными.
И для поддержания такого интереса в дальнейшем нельзя развивающие игры
превращать в обычные, всегда доступные игрушки. Сделали вы кубики для игры
"Уникуб", поиграли с малышом и... оставили на полу вместе с другими
игрушками. Хочешь — бери, не хочешь — не надо, можно их смешать с другими
кубиками и пустить в "строительство", а можно "подфутболить" под шкаф или
под диван, так что и не достать сразу. Не доводите до этого! Такое обращение
с игрой быстро сделает ее непригодной, потому что кубики или
карточки-задания неизбежно будут теряться, а тогда уже не все задания можно
будет выполнять полностью. Но это еще полбеды — недостающие кубики или
рисунки можно восстановить. Беда в другом: игра становится доступной,
привычной и теряет свою привлекательность. Вот почему после игры надо все
аккуратно уложить и поставить на место, недоступное для ребенка, но все-таки
такое, чтобы игра была видна самому малышу. У детей ведь очень многое
зависит от чистой случайности: попалась на глаза вещь — захотелось взять ее
поиграть, а не попадется — может надолго забыть о ней.
Когда ребенок начнет играть самостоятельно, без взрослых, т. е. когда
интерес к развивающим играм разовьется и укрепится, тогда можно найти вместе
с малышом другое место, доступное для него, и поручить ему следить за
порядком в играх, брать их, когда захочется, приглашать поиграть других
ребят. Но при этом, конечно, следует время от времени проверять порядок. Для
этого надо просто поиграть с детьми. И игра сама покажет, как он справляется
со своими обязанностями.

С какой игры начинать?



Это тоже важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначного
ответа. Пожалуй, папе или маме сначала лучше всего посмотреть все игры
подряд, попробовать поиграть самому, чтобы иметь представление о каждой из
них и сопоставить с возможностями и уровнем развития своего ребенка. Нельзя
брать для начала слишком трудные задания, они могут отпугнуть малыша, и
тогда сразу может все усложниться. Лучше начать с заведомо более легких,
которые ему явно под силу. И в первый раз даже закончить, не доходя до
трудных и непосильных заданий. Тут, конечно, надо учитывать характер и
темперамент ребенка.
И все-таки, если речь идет о малыше 1 — 3 лет, пожалуй, лучше начать с
игры "Сложи узор". Тут можно дать и такие простые (для нас, взрослых)
задания, например: "Найди, где у кубика белая грань? Где синяя? Где желтая?"
Если вы рассчитываете, что малыш сможет открыть крышку коробки с
кубиками, задайте вопрос: "А сумеет ли Ваня открыть крышку у новой коробки?"
И если это ему удалось, то следом другой вопрос: "Как же достать кубик из
коробки?", ведь все 16 кубиков лежат плотно и пальчик между ними не
просунешь, это тоже задача для малыша. Если он видел, как это делали раньше
старшие, он немедленно скопирует их способ, а если не видел? Тогда для него
это настоящая проблема.
А какая трудная задача, например, отыскать красную грань у кубика, если
все пять остальных граней окрашены иначе! Сколько раз придется перевернуть
этот кубик в руках? А уложить кубики опять в коробку, особенно последние 2
— 3? Как это трудно — если бы вы, взрослые, знали! Вы берете, сами
складываете кубики и совершенно не думаете о том, что для вас это "истина
всем известная", а для малышей на определенном уровне развития это
опять-таки целая творческая задача, на решение которой уходит иногда не один
и не два дня!
После того как освоены первые задания игры "Сложи узор", через
неделю-другую можно ввести в строй следующую игру — "Рамки и вкладыши
Монтессори", а затем постепенно вводить "Уникуб", "Кубики для всех", "Сложи
квадрат", "Обезьянка", "Точечки", "Внимание", "Кирпичики", "КБСАМ" — именно
в этой последовательности и даны игры в книге. Этот порядок лишь
ориентировочный, и его можно изменять применительно к возрасту, уровню
развития ребенка.

По воле "волн"



Сколько же новых игр давать сразу? И как их вводить? Ведь игр много,
надо их как-то сочетать одну с другой. Здесь опять нельзя дать жестких
рекомендаций. К этим вопросам надо подходить творчески, имея в виду главную
цель — успешное развитие малыша, рост его способностей — и помня, что игра
должна приносить радость.
Конечно, неразумно давать ребенку сразу много новых игр. Избыток
немедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в "нужный
момент".
Дети переживают свои увлечения периодами, обычно исчисляемыми днями,
неделями и реже месяцами. Особенно хорошо это видно в школе. Если у
пятиклассников появились бумажные голуби, то эта "болезнь" захватит
постепенно все пятые классы. Голубей делают на уроках, на переменах.
Голубиная "болезнь" достигает наибольшей высоты, а потом начинает спадать,
то ли потому, что "выдохлась", то ли потому, что ее стала вытеснять новая
игра — "морской бой".
Интерес к развивающим играм подчинен закону "волны". И игру "Сложи
узор" малыши вспоминают сначала каждый день, а потом все реже и реже, пока
наконец совсем не оставят, натолкнувшись на "непреодолимые" пока узоры. Не
надо настаивать на продолжении игры. Ведь невозможно справиться со всеми
заданиями игры за неделю или за месяц, рассчитанными на несколько лет.
Поэтому "забывайте" иногда игру вместе с малышом. Пусть пройдет недели две
или даже месяц. В это время может подняться "на волне" другая игра. Но когда
малыш, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелесть
почти новой. И теперь "непреодолимые" прежде узоры могут быть играючи
преодолены, пока на пути не встретятся новые трудности, новые барьеры. Такое
периодическое "остывание" детей к своему увлечению — явление естественное,
с ним надо считаться и использовать для введения одной из следующих игр.
А можно ли в один день играть подряд в две или даже в три развивающих
игры? Конечно, можно, но только, чтобы минимум две из них были уже малышу
хорошо известны и чтобы у него было настроение за них браться. Это условие
надо соблюдать всегда. Не следует только ставить такую цель: "играть 10
минут" или "играть 5 минут". Такая установка может убить все живое. Игра
превратится в 5 — 10-минутную "отсидку". Пусть ребенок играет, сколько
хочет, и пусть ему никто не делает замечаний, если он принес "Уникуб" через
5 минут, сложив только одно задание У-35, или просидит над сложной
двусторонней шахматной доской У-46 целый час. Зато он закончит дело --
сложит то задание, которое давно собирался сделать.
Когда в ходу несколько игр (2 — 3), то лучше, если они различны по
своему характеру. В одной, например, малыш складывает кубики, а в другой
рисует цветными карандашами. В результате смены деятельности дети не знают
ни усталости, ни скуки.

Метод "ледокола", или шаг назад — два шага вперед



Мы уже говорили, что начинать игру лучше всего с заданий, достаточно
легких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы.
Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня
его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше
попробовать взять препятствие "с разгона", т. е. начать игру с более легких
или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока
неодолимому. Так ледокол пробивает себе дорогу во льдах, если лед очень
толстый и крепкий: отойдет немного назад, а потом снова вперед и набирает
скорость по уже пробитой дороге, пока на полном ходу не врежется в целый
лед. И крошит его, пока не потеряет инерцию и не остановится. Тогда снова
отходит немного назад и опять все сначала.
Метод "ледокола" нужно использовать в развивающих играх, так как он
вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну а
если и метод "ледокола" не помогает, если в лед вмерз целый "айсберг"? Как
быть? Нужно "обойти" этот айсберг. Просто пропустить неподатливое задание и
взять какое-нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно
более трудных.
И есть, наконец, еще выход из трудного положения — оставить эту игру
до нового увлечения.
Играя в другие игры, ребенок растет, набирается сил и, возвратившись
через месяц-другой, может с первого захода одолеть когда-то непосильное для
него задание.
Все эти методы разбивания льдов ребенок может не осознавать, но
интуитивно чувствовать, как лучше поступить, какой путь выбрать. А на долю
взрослого в таких трудных случаях падает обязанность: во-первых, похвалить
ребенка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее
и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже папа в его возрасте еще
не мог решать такие трудные задачки.

С помощью сказки и без нее



Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут
образной и сюжетной нагрузки. А для детей, особенно самых маленьких,
характерно именно образное мышление. Малышам нравится находить сходство
между игрушками и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как
правило, легко дорисовывают в своем воображении: этим маленьким фантазерам
достаточно, например, поставить три стула подряд — получится "автобус" или
"самолет" и т. п. Эту особенность детского мышления и нужно использовать,
чтобы привлечь внимание ребенка к развивающим играм, возбудить интерес к
ним.
Одно впечатление будет у малыша, если вы выложите кубики на стол,
покажете узор-задание СУА 1 ("дорожка") и скажете:
— Сложи в ряд четыре кубика красной гранью вверх, как на этой
картинке.
А можно все сделать иначе. Рассмотрите с сыном сначала кубики, а потом
рисунки:
— Посмотри-ка: правда, похоже на дорожку, посыпанную красным песком?
— говорит отец, показывая первый узор СУА 1. — Сможешь сделать точно такую
же из кубиков?
И если малыш умеет находить красные грани на кубиках, то "дорожка" у
него получается легко. Можно даже "пройти" по дорожке двумя пальцами:
"Топ-топ".
— А когда придет осень и листья на деревьях пожелтеют, какого цвета
станут красные дорожки? — спрашивает отец, доставая узор с желтой дорожкой.
— Желтыми! — догадывается сынишка, а папа прикрывает красную дорожку
желтой и, как только желтая дорожка готова, продолжает свой рассказ.
— А зимой станет холодно, все дорожки покроются снегом.
— Они станут беленькими! — радуется сын и может, уже не глядя на
белый узор, начать делать белую дорожку.
— По такой снежной дорожке хорошо и пробежаться, и прокатиться на...
— Санках, — добавляет малыш, — давай тогда сделаем ее подлиннее!
Вряд ли кто станет возражать, что во втором случае игра больше
заинтересует ребенка.
В описаниях игр приводятся примеры подобного образного "оживления"
разных игровых ситуаций. Здесь опять-таки простор для творчества и взрослых,
и самих детей. Дети, например, по собственной инициативе многим
узорам-заданиям дали "имена", и это, конечно, намного понятнее и приятнее
для ребенка, чем номер задания, которым пользуются взрослые. И в описаниях
игр, где задания даны в уменьшенном масштабе, многие названия приводятся.
Играя с детьми, и мы говорим: "фонарик", "лодочка", "конфетка" и т. п.,
тогда узоры-задания "оживают" в воображении ребенка и могут быть включены в
рассказ или сказку, придуманную тут же по ходу игры. Попробуйте не читать
сразу эти названия, может быть, ваш ребенок придумает другие.
В дальнейшем, и это надо помнить, по мере освоения игры, происходит
закономерный отход от сказки и выдумки, привлекающих детей к игре в самом
начале. Постепенно ребенка увлекает цель самой игры: добиться чего-то,
сделать правильно, преодолеть трудный барьер сложного задания. Ни с чем не
сравнимое чувство радости и победы становится сильнее и действеннее всяких
сопровождений, оживляющих игру, а потому надобность в них просто отпадает. И
тогда одно только ваше замечание вроде: "Ну, и тру-удная задачка сейчас
попалась!" — сразу вызовет у ребенка желание побороться, поломать голову,
но добиться победы над этой самой "трудной задачкой", а потом сказать папе с
гордостью: "Ты говорил тру-у-дная, а я — сделал!"

Непринужденная обстановка



Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когда
все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы "сесть как
следует", "не болтать ногами", "не вскакивать с места" и "не шуметь".
В современных, особенно городских, условиях у ребенка мало возможностей
двигаться. По улице его до 2 — 3 лет чаще всего возят в коляске, нередко
дальше манежа или уголка с игрушками не пускают, бегать негде ("да и
опасно!"), полазить и вовсе нельзя. Где же тогда развиваться мышцам? Видимо,
это естественная потребность детского организма — после сидения
подвигаться. Хотя бы чуть-чуть, просто встряхнуться. Это похоже на разрядку.
Как будто скопился "дух движения", и надо его выпустить — попрыгать от
радости на месте, сделать кувырок на диване или перевернуться вперед и
назад, ухватившись за папины пальцы на вытянутых руках. А потом опять за
игру. И не обязательно за стол, а можно на полу и не только сидя, а и лежа
на животе — как удобнее.

Когда игры себя исчерпают?



С обычными игрушками этот вопрос решить проще. Ребенок потерял игрушку,
сломал ее или просто забыл о ней и не берет больше в руки. Она стала ему
неинтересна и, значит, исчерпала себя.
В развивающих играх есть и объективный критерий, по которому можно
судить, когда ребенок вырос настолько, что игра уже ничего ему не даст. Это
количество выполненных малышом заданий. Чем большее число заданий он
выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в своем развитии. Но даже
в том случае, когда он уже справляется со всеми заданиями, остаются еще по
крайней мере две существенные ступени развития.
Первая — сокращение времени, которое требуется ребенку на выполнение
заданий. В большинстве случаев мало знать "ответ", т. е., уметь решить
задачу, надо суметь решить ее быстро. Например, задание N 47 из игры
"Уникуб" хорошо развитый 7-летний ребенок впервые может сложить за 30 — 40
минут. Если же он хотя бы 2 — 3 раза в год возвращается к нему или,
увлекшись, может складывать его целую неделю подряд, улучшая методику своей
работы и сокращая время на складывание, через месяц-два он сможет справиться
с ним уже за 12 — 15 минут, а к 10 — 11-летнему возрасту — за 5 — 6
минут. Но и это время, оказывается, можно уменьшить еще почти вдвое и
довести до 3 — 4 минут, т. е. добиться сокращения времени в 10 раз. Не все
задания позволяют добиться таких сдвигов, но, сравнив свои лучшие достижения
с результатами малышей, уже можно получить представление, каких же
результатов можно ожидать от ребенка.
Интересно с этой целью вести график. Ребенок будет следить, как растут
его результаты, и стремиться достичь как можно более высоких.
Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Это
значит, что занятие игрой стало для ребенка настолько привлекательным, что
он сам берется за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее,
складывая, придумывать новые интересные модели. Красивые модели всем
нравятся, многим хочется их тоже построить, значит, их надо зарисовать,
сделать из них новые узоры-задания, рисунки-задания, чертежи-задания. Вот
когда вы наблюдаете такую картину, тогда можете быть довольны: вы достигли
наивысшего из возможных результатов — ребенок сам начал творить. А теперь
правила все вместе и коротко (вместо памятки).

Правила игры



1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех
малыша — это обоюдное достижение, и ваше и его. Радуйтесь ему — это
окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.
2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не
доводите занятия играми до пресыщения. Не обижайте ребенка в игре.
3. Развивающие игры — игры творческие. Все задания дети должны делать
самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни
вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все
самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все
более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие
способности.
4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать
задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время,
за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее
быстрее.
5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей
их. Успех в самом начале — обязательное условие.
6. Если ребенок не справляется с заданием, — значит, вы переоцениваете
уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с
более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с
учетом своих возможностей. Не торопите его!
7. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры "Сложи узор" и
"Рамки и вкладыши Монтессори". Здесь ребенку надо различать цвета и форму, а
общее правило — наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его
успехи и определить, когда и какую из игр "включать". Это творческая задача
папе и маме.
8. Увлечения детей проходят "волнами", поэтому, когда у ребенка
остывает интерес к игре, "забывайте" об игре на месяц-два и даже больше, а
потом "случайно" пусть малыш вспомнит о ней.
9. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными
игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или
сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном
месте.
10. Для самых маленьких (1,5 — 3 года) оживляйте игру сказкой или
рассказом, давайте "имена" (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям,
рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет
увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач,
11. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет
оно проявления. "Не интересоваться" игрой ребенок может по двум главным
причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или...
взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив
неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае
неудачи подбодрите малыша.
12. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте
двигательную активность ребенка.
13. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже
освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте
туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, модели,
узоры, фигуры.
14. Устраивайте соревнования на скорость решения задач и со взрослыми.
Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает.
15, 16 и т. д. — это те правила, которые вы... найдете сами, чтобы
игра стала еще увлекательнее. Желаем вам успеха!



"Сложи узор (СУ)"



Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика
окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и
даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают
контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В
игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из
кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок
узора, который они образуют. И наконец, третье — придумывать новые узоры из
9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую
работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по
форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность
заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу,
этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой
интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Как изготовить игру



Приготовьте 16 деревянных кубиков размером 30Х30Х30 мм (можно 35 и 40
мм). Если они оклеены бумагой, то удалите ее. Наиболее удобны наборы
"Кубики-самоделки", специально предназначенные для склеивания или окраски.
Цветной бумагой оклейте кубики так, как показано на рисунке (см. с. 30):
передняя грань — белая (на рисунке показана прозрачной), задняя грань --
желтая, правая грань — синяя, левая грань — красная, верхняя грань --
желто-синяя, нижняя грань — красно-белая (линии раздела идут по диагонали и
параллельны).
Кубики можно окрасить масляными красками или нитрокрасками. Такие
кубики служат дальше, имеют приятный внешний вид, что для малышей тоже не
безразлично, особенно если тона красок чистые и совпадают по оттенку с
цветом узоров-заданий.
Если будете окрашивать кубики сами, то размер их может быть любой --
35Х35Х35 мм и 40х40х40 мм.
Для кубиков надо подобрать или склеить из картона квадратную коробку
размером 125Х125Х30 мм, с крышкой. Проследите, чтобы кубики входили в нее
свободно. В такой коробке не только удобно хранить кубики, но и складывать
узоры серии В до натуральной величины, чтобы кубиками можно было закрывать
узор. Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги с
наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими
серию. Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то из каждой
серии можно сделать книжку-гармошку.
Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можно
давать малышам начиная с 1 — 1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно,
но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней
к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) — резкий скачок в уровне
сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с
одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.
На рисунках (с. 36 — 40) вы можете выбрать эту последовательность,
зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. На этих рисунках
узоры-задания приведены в уменьшенном масштабе. По этим рисункам можно
установить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можно
отмечать те задания, с которы ми малыш уже справляется, и видеть те, что еще
"не покорились" ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров:
"цветок", "пила", "лодка", но не обязательно сразу сообщать их ребенку. С
целью развития воображения ребенка можно показать узор-задание, сложить узор
из кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Дети
нередко предпочитают свои "имена".

Мы начинаем играть



Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. У детей
1,5 — 2 лет развита способность копировать, они любят делать так, как
старшие. Если я забиваю молотком гвозди, то Люба, которой 1 год 3 месяца,
тянет ручонки к молотку и говорит "дям... дям" (дай!) до тех пор, пока я не
дам и ей маленький деревянный или пластмассовый молоточек. Тогда она
начинает стучать этим молотком точь-в-точь, как я, и даже по той же доске,
по которой стучу я. А гвоздя она еще не просит, мелкие вещи, мелкие рисунки
ее еще не привлекают. Вот эту особенность малыша — схватывать большое,
главное, самое заметное — и надо использовать.
Кроме того, надо помнить о первых впечатлениях от игры. Совсем не
безразлично, как вы высыпали первый раз кубики на стол. Если вы на глазах
малыша открыли крышку и — бух! — с грохотом выбросили на стол все кубики
сразу так, что они разлетелись в стороны, а малыш даже вздрогнул от
неожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием станет
точно такое же "бух!" кубиков из коробки, а не складывание "поездов" или
"башен" из них.
Поэтому мы стараемся не демонстрировать такие нежелательные способы
обращения с кубиками. Я могу привести Любочку к уже лежащим в беспорядке
кубикам и начинаю наводить порядок или достаю их из коробки аккуратно друг
за другом и сразу строю из них "дорожку", или квадрат, или "поезд". Люба
удивлена: хороший у папы складывается "синий поезд", а я, делая "Ту-ту-у!",
двигаю его медленно к противоположному краю стола или коврика. И я не
скрываю своей радости, если и у Любы получится "поезд" (пусть сначала и не
совсем удачно) или Люба научится находить красную грань на кубиках (именно
пока только одну красную, и никакую другую) и укладывать в коробку все
кубики красной гранью вверх, не уставая повторять: "Кась-кась" (т. е.
красная).
Но если малышу уже 2 — 4 года, он знает цвета и может найти нужную
грань и оценить красоту узора, то прежде, чем дать ему игру, выберите самый
привлекательный, на ваш взгляд, узор-задание серии В или Д и сложите заранее
по этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, малыш
вместе с вами полюбуется узором.
— Как ты думаешь: мы научимся складывать такие же красивые узоры из
кубиков?
— Конечно, научимся, — не сомневается он.
Положите тогда узор "дорожка" (СУ А1) перед малышом и дайте ему задание
сложить из кубиков точно такую же "дорожку". Большинство малышей обычно
легко справляются с этим заданием.
Вторая и третья "дорожки" получаются еще быстрее, чем первая, и не
страшно, если не совсем точно выдержана их длина. Допустим, ребенок вместо 4
кубиков взял только 3.
— Не кажется ли тебе, что "дорожка" получилась короче, чем на
картинке? Давай сравним!
И малыш сам исправит ошибку.
— Вот теперь получилось точно, без ошибки, — можете похвалить его. И
так подбадривая малыша, переходите от узора к узору, внимательно замечая и
быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его
действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и
внимания могут дать ростки именно здесь, в игре.
Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Может быть,
5, а может быть, и 10 — все зависит от настроения ребенка и его
возможностей. Если работа идет споро, доволен и малыш, довольны и вы,
значит, все в порядке.
— Хорошо у тебя получается! Я не ожидал. Ну, на сегодня хватит! Завтра
еще поиграем, — мягко предложите вы закончить, но... это пробный камень.
Главное — как отнесется к предложению малыш. Если он расстроен и готов
заплакать потому, что ему "хочется еще поиграть", уступите, покажите ребенку
еще 1 — 2 узора. Если вы свое слово обычно держите и малыш верит вам, то он
согласится с тем, что "завтра еще поиграем". Это наиболее удачный итог
первой игры.
Неплохо, когда малыш сразу соглашается закончить игру, но при этом
интересуется:
— А завтра мы еще поиграем?
Обязательно найдите возможность поиграть и "завтра вечером", и
послезавтра, и через 2 — 3 дня... Такая "волна" интереса к игре, когда
малыш играет в кубики несколько дней подряд, например 5 — 7, наиболее
удачное начало. Во-первых, за это время и вы, и малыш сможете втянуться в
игру, почувствовать какой-то интерес в ней. Во-вторых, малыш успеет пройти
через все уже посильные для него задания, и вы узнаете его "потолок"
возможностей в данное время. В-третьих, наблюдая за игрой ребенка, вы
научитесь чувствовать его возможности. А это умение — очень важное для
руководства развитием в любой области. Оно позволит вам правильно определить
дозу игры, решить, что можно на время "забыть" игру.

Играем вчера, сегодня, завтра



Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и
сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к
игре, и успех в продвижении "вверх по лесенке" заданий. Допустим, что малыш
первый раз сложил 8 узоров — 4 "дорожки" и 4 "квадрата" (СУА 1 — СУА 3).
Давать ли на следующий день эти же самые 8 узоров? Или переходить к новым?
Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом "ледокола",
т. е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второй день
можно дать несколько прежних узоров: 2 — 3 "дорожки", 1 "квадрат", а затем
уже новые узоры-задания серии А сколько малышу захочется.
Так, каждый раз "для разгона" надо сложить несколько прежних, уже
покорившихся узоров и только потом давать новые. Величину "разгона" тоже
надо изменять. Если впереди трудный узор, например при переходе от
одноцветных граней к двухцветным (этот переход ощутим во всех 3 сериях А, Б,
В), то "разбег" следует брать больше, а новых узоров давать меньше, вплоть
до 1 — 2.
Вообще переход к составлению трудных узоров — пробный камень и для
искусства старших играть с малышами, и испытание для самих детей. Если
вашему ребенку не удается узор, забудьте о нем на месяц-два. После перерыва,
с новыми силами и взяв "большой разгон" (т. е. вернувшись, может быть, к
самым первым узорам), малыш может почти сразу взять неприступный прежде
узор.
Но возможен другой вариант. Ване почти 3 года. У него никак не
получаются "фонарики" (СУА 10). Он пробует каждый раз их складывать, берет
"разгон" и, ничего не добившись, говорит с огорчением: "Никак!" Иногда он
просит: "Дай другой!" И я достаю ему по 1 — 2 узора из серии Б, которые
Ване удаются (они из одноцветных граней). О Ваниной неудаче с "фонариками"
уже знают не только папа с мамой, но и старшие братья и сестры.
Они тоже иногда играют с Ваней, и с ними он одолел "пилу", которая
"Ела, ела дуб-дуб — поломала зуб-зуб" (так говорит Ваня, двигая "пилу"
взад-вперед по столу), а "фонарики" никак не сдаются.
— Скоро и "фонарики" у тебя получатся, — утешаем мы Ваню. — Ведь и
"пила" и "елочка" тоже трудные, а ты их уже делаешь.
Так проходит несколько дней, и я уже подумываю, не следует ли забыть на
время и "фонарики", и игру, как вдруг однажды вечером, ко всеобщей радости,
Ваня сам сложил "фонарик".
Это событие, во-первых, подняло Ваню на новую "волну" увлечения игрой,
а во-вторых, несколько дней подряд кубиками вновь занимались старшие его
братья и сестренки и придумали для нашей игры более десятка новых интересных
узоров-заданий. Такие удачи бывают не часто, и их надо ценить, уж очень
хороший и полезный след оставляют они в жизни малыша.

Можно играть и самому!



Когда игра для ребенка станет интересной, он сам просит: "Давай
поиграем в кубики! Давай складывать узоры!", тогда можно подумать о том,
чтобы не просто изредка давать кубики для самостоятельной игры, но и
поощрять эту самостоятельность всеми средствами. Тут дело не только в том,
что высвободится время взрослых, а в том, что, играя самостоятельно, ребенок
учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы
и возможности — в этом начало самостоятельности мышления, очень важной
стороны творческих способностей.
Самостоятельная игра особенно эффективна, когда после каждой встречи с
кубиками ощутимо движение, новый шаг вперед, заметный для взрослого и для
самого ребенка. В нашей семье самостоятельно играют малыши с той поры, когда
они в состоянии собрать после игры кубики в коробку и принести ее после игры
папе или маме.
Обычно мы не отказываем в просьбе малыша дать ему кубики, но
интересуемся:
— А какую серию узоров ты будешь складывать?
— Серию Д, — отвечает тот не без гордости. Да и как не гордиться,
если это самая трудная и сложная серия.
За успехами и продвижением малыша мы следим и, конечно, записываем все
крупные достижения и победы в дневник: преодоление трудных узоров вроде
"фонариков", "горки", "лодки", окончание одной из серий, складывание нового
узора, какого еще ни у кого не было, победу в соревнованиях и т. п. Малыши
чувствуют заинтересованность старших и в свою очередь сами стремятся одолеть
побольше узоров.
В развивающих играх нумерация и счет встречаются довольно часто, и
дети, между прочим, могут рано их освоить и к 4 — 5 годам вполне осмысленно
пользуются счетом до 50, 100 и даже дальше.
Узоры-задания серии Г мы даем детям с 2 — 3 лет. Если из азбуки и из
цифр не делать тайны и считать букву О или А столь же обычными вещами, как
"мяч" или "стол", то и малышу будет невдомек, что между ними есть какая-то
разница, и он запоминает их совсем так же, как все прочие слова. У нас в
семье к 3 годам все семеро уже знали буквы и цифры, а с 3 — 4 лет начинали
читать. Та легкость, с какой шло раннее усвоение букв, потом переносилась и
на усвоение школьной программы.
Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям — самый простой вид
работы в игре. Игру можно немного усложнить (а заодно почти удвоить
количество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоит
из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий
узор, и наоборот. Малыши воспринимают такое изменение задания как задание
нового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его по
цвету.

А теперь узоры нарисуем



Еще до того как малыш переключится на выполнение серии узоров Б и В, он
может срисовывать узоры с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками,
развивающий графические способности. Малышу надо научиться проводить
карандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобно
рисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои "первые
открытия": увидеть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые малыши
сначала просто не обращают внимания — линии слишком тонки, клетки мелки и
потому мало заметны.
Правила игры здесь остаются прежними: от посильного, поддающегося
выполнению задания к предельно сложному, требующему максимального
напряжения. Не огорчайтесь, если сразу не получается идеально точно. У
малышей процесс развития идет постепенно. И лучше, если не просто чертить, а
и фантазировать при этом: надо, например, провести карандашом линию по
линейке в тетради — предложите малышам считать линейку мостиком, и тот, кто
умеет удерживать карандаш вблизи линейки все время, — тот "не падает в
реку" и проходит по мостику.
Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного больше
времени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовывание
давайте ребенку в 2 — 3 раза меньше. Но и тут тоже надо тонко чувствовать,
когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когда
предложить закончить игру,
Узоры можно рисовать в разном масштабе — 1:1, 1:2, 1:4 и даже 1:6
(одна клетка равна грани кубика), и начинать надо с того, какой будет малышу
по силам. Для рисования узоров дайте ребенку тетрадку в клетку, на обложке
которой малыш может написать печатными буквами свое имя, если вы дадите ему
образец.
Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнит
подготовительные упражнения (см. с. 41).
1. Кто умеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по 2
точки, по 3 точки, по 4 и т.д. Малыш при этом не только учится рисовать
точки, но и учится считать.
2. Кто умеет ставить точки "на перекрестке", т. е. на пересечении
линеек? Задавать можно разное число точек — от 2 до 10, а в качестве
контрольного упражнения — весь треугольник из точек, как на рисунке.
3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точно
по линейке: длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?
4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию в тетради точно по
линейке: линию длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т.
д.?
5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку? Кто
нарисует 1 кружок, 2 кружка, 3 кружка и т. д.?
6. То же, но кружки расположить иначе (в "колонку").
7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисует
квадрат со стороной в 2 клетки, 3 клетки, 4 клетки и т. д.?
8. Кто нарисует квадрат со стороной в 4 клетки и закрасит его цветным
карандашом так, чтобы не выходить за контур?
9. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки по диагонали и
закрасить разными цветными карандашами?
10. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки на 4 равных
квадрата и закрасить разными цветными карандашами?

Придумываем узоры сами



Еще один вид работы с кубиками, наиболее насыщенный творческими
элементами, составление новых узоров, таких, которых нет ни в одной из
серий. В нашей семье мы переходим к этому виду заданий, когда ребенок
научится складывать почти все узоры серии В.
Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был красивый,
симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет. Только такие
узоры и надо считать достойными внимания. Малыши гордятся, когда удается им
сложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленно
зарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики — и узора больше нет. Так
появился у нас "Зоопарк" — серия СУд , где почти все узоры придумали дети.
Из придуманных ребенком узоров можно сделать целую серию и назвать ее
именем малыша. Ничего, если в ней только 5 или 10 узоров, их тоже можно
нарисовать на отдельных бумажных квадратах или прямоугольниках, а можно
наклеить, вырезав узор из цветной гуммированной бумаги.
Такую серию новых узоров в пакете, украшенном собственным орнаментом,
малыш может, например, подарить маме в день ее или своего рождения.
Так сложилось у нас в семье: каждый в день своего рождения дарит маме
что-нибудь, сделанное своими руками. Ведь несправедливо, когда в этот день
все вспоминают только о новорожденном: поздравляют — его, подарки — ему,
праздник — ради него, а о маме как-то забывают. В такой день для мамы самым
дорогим подарком будет то, где все свое — и идея узора, и исполнение его;
"Смотри, мама, — я расту, я уже многое умею!"



"Рамки и вкладыши Монтессори (М)"



Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии
Монтессори (1870 — 1952). Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий
и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так
успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она
занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже
превосходили нормальных детей.
Игра "Рамки и вкладыши Монтессори" развивает детей в нескольких
направлениях:
1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их
положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
2) готовит детей к овладению письмом и рисованием — вырабатывает
умение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки",
умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз,
различать границы фигур и видеть линии-контуры;
3) знакомит с геометрической терминологией — названиями фигур.
В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетними
малышами, если их развитие не слишком задержано недостатком свободы в
познании мира. В возрасте 8 — 9 месяцев до 2 лет нехватка свободы (детям не
разрешают ползать по полу) особенно сильно сказывается на развитии.
Игра представляет собою набор квадратных рамок — пластинок размером
100Х100 мм, толщиною 1,5 — 2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие,
закрывающееся крышкой — вкладышем такой же формы и размера, но другого
цвета (см. с. 42, 48).
Набор состоит из следующих фигур:
1. Круг (диаметр — 50 мм).
2. Квадрат (сторона — 40 мм).
3. Треугольник равносторонний (сторона — 50 мм).
4. Эллипс (диаметры — 70 и 40 мм).
5. Прямоугольник (стороны — 60 и 40 мм).
6. Ромб (сторона — 40 мм и острый угол — 60 градусов).
7. Трапеция (основания — 60 и 40 мм, высота — 40 мм).
8. Четырехугольник неправильный (стороны — 65 и 35 мм, один прямой
угол).
9. Параллелограмм (стороны — 50 и 42 мм, острый угол — 75 градусов).
10. Треугольник равнобедренный (стороны — 65, 40 мм).
11. Шестиугольник правильный (сторона — 30 мм).
12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности — 65 мм).
13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты — 60 мм).
14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности — 60 мм).
15. Шестиугольник неправильной формы (стороны — 30 мм, два
противоположных угла — 90 градусов).
16. Треугольник разносторонний (стороны — 40, 60, 80 мм).

Как изготовить рамки и вкладыши



Листы цветной бумаги разделите на квадраты 100Х100 мм и в центре
каждого аккуратно начертите в натуральную величину по одной из 16
геометрических фигур.
Затем тщательно наклейте листы на плотный картон толщиной 1,5 — 2 мм и
высушите под прессом или под доской с грузом 20 — 30 кг. Когда клей
высохнет, разрежьте листы на квадраты и каждый квадрат прорежьте аккуратно
по контуру фигуры (вырежьте вкладыши). Делать это удобнее острым перочинным
ножом на доске. Чем тоньше лезвие ножа, тем аккуратнее получается фигура.
Края отверстия в картонном квадратике и края вырезанной фигуры зачистите
так, чтобы фигура легко входила в отверстие рамки и полностью закрывала его.
Чтобы малыш мог вставлять и вынимать фигуры-вкладыши, к ним надо прикрепить
маленькие рукоятки-выступы.
Рамки и вкладыши из пластмассы были бы несравненно удобнее картонных и
дольше бы служили, но, пока их нет, приходится пользоваться материалом,
легко обрабатываемым в домашних условиях.
Для рамок и вкладышей нужна коробка с крышкой размером 200Х105 мм,
высотой 40 — 60 мм, в зависимости от толщины картона для рамок.
Чтобы края отверстий в рамках были тверже и по ним легче скользил
карандаш, рамки можно прокрасить светлой масляной краской или нитрокраской
или покрыть бесцветным лаком. При этом можно сделать одинаковыми по цвету
лицевую и оборотную стороны рамки. Это имеет особый смысл: несимметричные
фигуры-вкладыши входят в отверстия рамок только с одной стороны. Малыши
бывают очень удивлены, когда и отверстие в рамке и вкладыш как будто
одинаковой формы, а отверстие закрыть не удается. Надо всего-навсего
перевернуть рамку на другую сторону, но как это трудно сделать малышу.
Проходит не один день, пока ребенок сумеет открыть этот "секрет". Но сколько
радости, что непокорные вкладыши вдруг плотно входят в отверстия! Вкладыши
надо окрасить в другой цвет.
Номера на вкладышах можно не ставить, а на рамках их следует
обязательно сохранить. Когда малыш начнет усваивать цифры, эта нумерация
рамок позволит ему раскладывать их в определенном порядке.

Задания к игре



Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней
(круг, квадрат, треугольник и т. д.). В зависимости от возраста малыша и
уровня его развития подбираются задания и количество рамок. Вначале
подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее. К сожалению, здесь
нет такой постепенной "лесенки" заданий, как в игре "Сложи узор", и задания
надо подбирать самому папе или маме, пользуясь умением "чувствовать
возможности" малыша. Поэтому сначала лучше всего родителям познакомиться со
всеми заданиями, выполнить некоторые из них, а потом уже предложить их
малышу.
1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Это самое любимое задание у
детей.
Они его повторяют бесчисленное количество раз и когда они совсем еще
малы, и когда станут постарше. Видимо, есть в этом процессе отыскивания
что-то притягательное. Увлекает, может быть, сам процесс сравнения, поиска,
всегда интересный для малыша. Поэтому не запрещайте ребенку выполнять это
задание.
Ребенку 1,5 — 2 лет не предлагайте сразу все 16 рамок, ему следует
дать только 4 — 5 рамок и вкладыши к ним. Рамки можно назвать окошками в
волшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши — ставнями, которыми фея и
закрывает свои "окошки" на ночь плотно-плотно, чтобы "комар не пролетел
через окошки в дом. А когда наступает утро и фея хочет увидеть доброе
солнышко, она спешит открыть ставни своих окошек и впустить теплые, светлые
лучи".
Главное — с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу — плотно
закрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно той же формы,
что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения.
Для детей более старшего возраста это же задание можно дать как задачу:
"сложить 4-этажный дом с 4 окошками на каждом этаже".
Если есть несколько комплектов игры и задание уже всем знакомо, можно
устроить соревнование — кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки,
например: "Гроза приближается — надо окна закрыть! Кто быстрее?" В этом
случае развивается и умение рационально, организовать свою работу. Ведь
малыш может достать одну рамку и перебрать все вкладыши, пока найдет тот,
что нужен, потом вторую и т. д. Но может сначала разложить на столе рамки, а
потом брать вкладыши по одному и отыскивать среди рамок ту, которая
необходима. У 3-летнего малыша на закрывание всех 16 отверстий может уходить
5 — 8 мин, а 6 — 7-летние дошкольники могут это делать уже за 1,5 — 2
мин. Мы поэтому изредка (раз в полгода, в год) проводим "контрольные
проверки" на быстроту выполнения задания N 1 и результаты записываем или в
дневник малыша, или в "тетрадь достижений".
2. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это
намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и
эллипс, очень трудно — звездочку.
Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку "круг" и попробует
обвести контур цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку
надо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему у
других ребят или у взрослых рисунки получаются четкие и правильные, а у него
— нет.
— Тут есть секрет. Если ты его узнаешь, то и у тебя будет хорошо
получаться круг. — Таким замечанием можно настроить малыша на поиск этого
секрета.
Еще удачнее получается игра, если перед этим малыш рисовал от руки
солнышко, а оно не получалось круглое. И теперь по рамке солнышко вдруг так
"закруглится", так пригладится, что малыш, конечно, будет доволен.
Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, треугольник
или вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходить
идеально правильными.
Это задание можно усложнить: "Сделай на одном листе ровно 3 (можно 4,
5, 6 и т. д.) кружка ("печем блины") или ромба ("делаем клумбы")", т. е.
дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. "Нарисуй все эллипсы в
рядок ("огурцы на полке") или равнобедренные треугольники в колонку ("елочка
выросла")", причем можно еще предлагать второе условие: "так, чтобы они не
касались друг друга" или, наоборот, "чтобы они зацепились друг за друга"
("цепочка").
Кто нарисует больше фигур на одной страничке, но так, чтобы они
касались друг друга. Это "портняжное" задание — как из одного куска материи
выкроить больше заготовок или как сделать, чтобы меньше осталось обрезков?
Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (кто больше нарисует
кружков?), а можно предложить выбрать (какую фигуру взять лучше, чтобы на
этом листе поместилось как можно больше фигур?).
Такое задание пригодится и для дела, если вы готовите украшения для
елки из цветной бумаги и, нарисовав на ней кружки, ромбы или звездочки,
вырезаете их ножницами.
Обведи вкладыш. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем
рамки. Карандаш легко "отъезжает" от вкладыша, а на углах фигуры особенно.
Получаются "хвостики", которые портят сразу вид контура. Видимо, из-за этого
малыши, уже умеющие делать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки.
Бороться с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить его
внимательность, надо на

Страницы

Подякувати Помилка?

Дочати пiзнiше / подiлитися