Б.П.Никитин. Развивающие игры
страница №4
...зрослые, считаем привилегией только старших. Тутпомогают такие дополнительные задания:
а) Кто найдет быстро, где лежит квадрат с 5-ю (с 6-ю, 7-ю, 8-ю и т. д.)
точками? Такое задание тоже сначала выполнить нелегко. Этому может помочь
раскладывание ряда с цифрами.
б) Кто сумеет положить квадраты с цифрами по порядку? Здесь малыш
должен выдержать два "порядка": во-первых, последовательность чисел
натурального ряда, а во-вторых, каждая цифра должна быть в одной колонке с
квадратами, где число точек равно числу, обозначаемому цифрой, т. е. 5
должно быть в одной колонке с квадратами, содержащими 5 точек, 6 — с шестью
и т. д.
Теперь, когда все 44 квадрата уложены в 4 ряда, задание а) выполнять
легко. Цифра говорит, сколько на квадрате точек. Хорошо, если малыш
почувствовал это преимущество, как взрослые ощущают его в нумерации страниц,
домов, квартир, телефонов и т. п.
в) Кто быстрее разложит все квадраты по порядку (на время)?
Продолжительность раскладывания всех 44 квадратов в этом случае — решающий
критерий. Здесь не только происходит самосовершенствование (улучшение
собственных "рекордов"), но главное — начинается выработка своеобразной
системы быстрой разборки и раскладки беспорядочно перемешанных квадратов.
Попробуйте сделать такую работу за 2,5 — 2 минуты и сразу почувствуете, что
это не так просто. А подобную работу приходится ежедневно делать почтальонам
при разборке почты, библиотекарям, бухгалтерам и многим другим работникам,
связанным с систематизацией и каталогами. Запишите, за сколько минут
справляется малыш с большой работой по "наведению порядка" в квадратах, и
поощряйте каждый сдвиг, каждый успех.
5. Уберите предварительно из коробки желтый квадрат без точки и 2
зеленых (ноль и одна точка), и пусть ребенок ответит, сколько зеленых
(красных, желтых, белых) квадратов в одном ряду? В каком ряду их больше? Для
этого надо разложить все квадраты по порядку, а потом только считать их.
6. Сколько точек на 5 первых зеленых квадратах (на 5 желтых, красных)?
Сколько точек на 6, 7, 8, 9 квадратах? Сосчитывать точки малыши начинают
простым пересчитыванием, а это, во-первых, медленно, а во-вторых, не
гарантирует от ошибок, Как же сосчитать быстро и точно?
7. Какие квадраты сложить по 2 вместе, чтобы получилось в каждой паре
квадратов по 10 точек? (0+10, 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5.) Какие квадраты надо
сложить по 2, чтобы получилось по 9 точек в каждой паре квадратов?
8. Сколько всех квадратов в игре? Сначала можно спросить, сколько белых
квадратов, затем сколько цветных, сколько квадратов каждого цвета.
9. Сколько точек в одном ряду квадратов (желтом, красном, зеленом)?
Чему равна сумма чисел на квадратах с числами? Если вспомнить задание
7, то можно, почти не считая, сразу сказать результат, потому что вместо
счета единицами тогда можно считать десятками. Но к такому способу надо
прийти обязательно после обычного пересчета, чтобы видна была громадная
разница в обоих способах. Идеально было бы, если бы ребенок сам дошел до
идеи считать десятками, но... это уже целиком зависит от искусства родителей
и воспитателей, сумеют ли они рядом заданий игры и своими вопросами привести
его к такой мысли или нет.
10. Сколько точек в 3 рядах квадратов? В заданиях 9 и 10 будет
вырабатываться система быстрого и безошибочного счета, которую потом можно
будет применять в самых разных случаях, причем безошибочность является не
менее ценным преимуществом, чем быстрота работы.
11. Что одинакового в квадратах одного ряда? Такой вопрос можно задать
после обычного "разложи по порядку" и отметить себе, что заметит ребенок из
имеющейся в ряду общности. (Одинакова форма всех карточек — квадраты,
размер квадратов, цвет, материал, цвет и размер точек на карточках, порядок
размещения точек на карточках — по кругу, по треугольнику, по линиям и
др.). Что одинакового в карточках всех 4 рядов?
12. Можно ли разложить все цветные квадраты в стопки по 10 точек в
каждой? По 9 точек в каждой? (Отложив в сторону лишь квадраты с 10 точками.)
По 15 точек в каждой? Сколько таких стопок получится?
13. а) Есть ли в игре 2 совершенно одинаковых квадрата?
б) Что различного в квадратах одного ряда?
в) Чем различаются квадраты всех 3 рядов? (Цветом каждого ряда,
количеством точек в квадратах одного ряда, расположением точек на квадратах
разных рядов и др.)
Этими заданиями не исчерпывается познание свойств 44 квадратов, и когда
вы начнете играть, то, конечно, придумаете еще много других заданий.
"Внимание (В, ВУ)"
Вот малыш смотрит на игрушку, на картинку в книге, на поезд или
автомобиль. Что он увидел в них? Что запомнилось и сохранится в памяти, а
что нет? Мы редко задаем себе такие вопросы. Раз смотрит, — значит, и
видит, думаем мы. А это не всегда так. И к сожалению, обнаруживается это
неумение видеть только в школе. Но ведь можно не только проверить, что малыш
заметил и запомнил, а что прошло мимо его внимания, можно и развить это
умение видеть как раз тогда, когда сделать это очень легко.
Игра "Внимание" направлена именно на развитие у ребенка способности
видеть и запоминать увиденное. В этой игре детям на несколько секунд
показывают какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак. А потом его
прячут, а малыш должен его нарисовать и возможно точнее. Надо "схватить" и
форму знака, и соотношение частей, и разницу в толщине линий, и число разных
элементов, и длину линий, а иногда и угол между ними. Чтобы безошибочно
нарисовать увиденное, надо сначала его нарисовать мысленно, как бы обвести
пальцем по всему контуру, "сфотографировать", сберечь в памяти, а потом уже
перенести на бумагу.
Фигуры-задания, которые предлагают ребенку, разделены на серии по 6
фигур, причем сложность фигур возрастает от первых номеров к последующим и
от первых серий к последним. На рисунке на с. 84 приведена 1-я часть
фигур-заданий "Внимание — (В)" в уменьшенном масштабе, чтобы старшие могли
сопоставить их сравнительную сложность и подбирать серии соответственно
уровню развития малыша. Эти задания служат развитию главным образом внимания
и зрительной памяти ребенка.
Во второй части игры "Внимание — Угадайка-(ВУ)" (см. с. 85) серии
короче — всего по 4 фигуры в каждой, но в них заложена какая-то
закономерность изменения фигур. Эту закономерность и должен уловить ребенок.
С этой целью ему показывают по очереди только 3 первых фигуры-задания, а 4-ю
он должен нарисовать сам, не видя рисунка. Сама 4-я фигура служит только для
проверки правильности выполнения задания.
Серии фигур из игры "Внимание — Угадайка!" можно предлагать малышу
только тогда, когда после выполнения нескольких серий игры "Внимание" будет
уверенность, что он сумеет точно нарисовать первые 3 фигуры, расположить их
в ряд и последовательно и, сравнивая их друг с другом, догадаться о форме
4-й.
Выполнение заданий "Внимание — Угадайка!" развивает, таким образом,
еще и сообразительность, умение сравнивать, анализировать и открывать
скрытые зависимости, последовательности, связи, логику изменения фигур.
Играть во "Внимание" (В) можно начинать даже с 2 — 3-летними малышами,
а с 3 — 4-летними уже пробовать и ВУ, но эта игра очень полезна и более
старшим детям, даже подросткам.
Что приготовить для игры
На плотной бумаге нарисуйте фигуры в точном соответствии с рисунками
(по образцам, увеличив до масштаба 1:1 или 1:2), разрежьте таким образом,
чтобы собрать вместе фигуры-задания по сериям, т. е. по 6 фигур в каждой
серии (можно не разделять их, а склеить полосками, как на рисунке, и сложить
гармошкой для удобства пользования). То же самое сделайте и со 2-й частью
фигур-заданий (ВУ I... ВУ II), но их отложите в отдельную коробку или пакет,
так как они пригодятся несколько позже.
Малыши рассаживаются в комнате с таким расчетом, чтобы у каждого был
столик, парта или скамейка, где можно положить тетрадь или листок из тетради
и рисовать на нем простым карандашом, и чтобы каждый мог видеть рисунок,
который будет показывать руководитель игры.
Для рисования лучше брать простые мягкие карандаши, но затачивать их не
очень остро, как это делают чертежники, а под углом 40 — 50 градусов, чтобы
они не так ломались, и обязательно иметь 2 — 3 запасных. Ребятам бывает
очень обидно, если в самом разгаре игры карандаш вдруг выходит из строя, а
другого нет. Можно запастись и резинкой, для исправления ошибок в рисунке,
но это уже не обязательно.
Как играть
Способ игры во "Внимание" зависит от возраста детей, от числа играющих,
от того, знакомы ли они с игрой или встречаются с нею впервые, умеют ли они
считать или нет, попадали ли они в условия, когда надо быть внимательными,
или нет. С одними уже можно договориться, что все фигуры будем рисовать в 2
или в 3 клетки ростом (рисовать сначала лучше на бумаге в клетку, т. е. в
школьных тетрадках по арифметике), что расположим их на одной линейке (в
строчку) или сверху вниз (по вертикали). Если работы будут оцениваться
"баллами", то, значит, надо, чтобы каждый перед началом игры написал на
листке или на тетради свое имя, а если может, то и дату. Помочь этому легко,
написав крупно мелом на доске или куске линолеума цифры, например: "17. 3.
1981". Начиная с 3 — 4 лет малыши, игравшие во "Внимание", такую надпись
срисовывают легко, даже если не все цифры умеют писать. Так же можно делать
с именами детей; написать имена на доске, а малыши перерисуют их на обложки
тетрадей, а заодно научатся находить то место, где на обложке надо писать
имя.
А с начинающими лучше всего играть так:
— Кто умеет играть во "Внимание"? — спросите у малышей. И если таких
нет, то сразу выскажите предположение: "Сейчас, наверно, все научатся".
— Кто заметил, что я принес в пакете? — спросите всех, показывая
пакет.
— Картинки, — может кто-то высказать предположение.
— Как это ты, Миша, узнал? Я ведь их никому еще не показывал, --
удивитесь вы.
— Но вот какие картинки? Это вы не знаете! — подзадорьте малышей,
старательно прикрывая клапан пакета, как будто картинки можно увидеть через
приоткрытый клапан.
— Только самые внимательные узнают, что у меня там и... даже нарисуют
эти картинки в свою тетрадку, — предупредите вы, продолжая создавать
атмосферу исключительной важности момента.
— Когда я скажу слово "внимание", я покажу одну картинку, но... через
3 секунды спрячу. Кто очень внимательный, тот успеет рассмотреть, что там
нарисовано, а кто нет, тот не успеет.
— Проверим, кто у нас внимательный? — спросите малышей.
Обычно 20 — 30 секунд вполне достаточно, чтобы заинтриговать малышей
"проблемой": "Что это за картинки, почему их не показывают?" — и настроить
на игру. Само начало игры можно обозначить вопросом: "Ну что ж, начнем
проверку?" — и показать первую фигуру-задание.
— Кружок! — радостным возгласом встретят малыши знакомую им фигуру на
картинке и, как только вы спрячете ее, примутся рисовать кружок в тетради.
Смотрите, у кого получается хорошо, и обязательно отметьте. Подготовьте в
это время следующую фигуру-задание и, как только заметите, что последний
кружок нарисован, вместе со словом "внимание" покажите его на 2 — 3
секунды.
Конечно, можно и не ждать, когда рисование закончит последний из
малышей, и показать 2-ю фигуру-задание на несколько секунд раньше. Но так
можно сделать только в том случае, если вы знаете характер ребенка и
уверены, что такой ваш шаг "подстегнет" его рисовать быстрее, а не даст
прямо противоположный результат, т. е. не приведет к тому, что ребенок
бросит игру.
Обычно 6 заданий вполне достаточно для одной игры, но для старших детей
можно придумать новые серии из 8 — 10 за даний. Особенно это необходимо в
тех случаях, когда игра становится соревнованием и результаты
подсчитываются.
В ходе игры делайте главным образом одобрительные замечания, чтобы
ребятишки воодушевлялись и даже играли азартно.
— Такую трудную фигуру — и все нарисовали! — удивитесь вы, видя, что
все ребята сумели достаточно хорошо воспроизвести фигуру. — Тогда я вам еще
труднее фигуру задам! Ее, наверно, уже не все сумеют нарисовать точно.
А так как фигуры-задания каждой серии действительно постепенно
усложняются, то эта угроза существует реально.
Показывать фигуру-задание следует один раз, а вот время можно изменять,
например: если надо подсчитать число отрезков или кружков, то время можно
увеличить до 5 — 8 секунд. Надо следить только за тем, чтобы не начиналось
обычное срисовывание, когда можно посмотреть на образец и 2, и 3 раза,
дорисовывая его по частям.
Как оценить рисунок
Если в игре участвуют несколько детей, то, конечно, интересно выявить
победителя. Но, даже если вы играете с одним ребенком, ему хочется узнать,
насколько точно он выполнил задание.
Мы это делаем так. Старший собирает все тетрадки или листики с
рисунками в стопку и садится за стол. Вокруг становятся все участники игры и
превращаются в судей (есть такой "метод экспертов", как при оценке фигурного
катания на коньках). Рядом с первой тетрадкой старший кладет первую
фигуру-задание, и все могут сравнить образец и его копию — детский рисунок.
Оценку мы обычно делаем по десятибалльной системе и по большинству
голосов (вычислять среднюю оценку с ребятишками трудно). За безукоризненный
рисунок ставим 10 баллов, а за недостатки и ошибки снижаем до 9, 8, 7 и т.
д. баллов. Если все считают, что за этот рисунок надо поставить "8", то
старший выводит красным карандашом крупную цифру "8" под рисунком. Если же
есть расхождения в оценке, то тогда голосуем, и принимается та, которая
получила большинство голосов.
Учитываем:
пропуск линий или излишнее их число (не все линии рисунка изобразил или
нарисовал лишние) и в зависимости от общего количества линий снижаем на один
или на два балла;
четкость линий (за слабые, прерывистые или проведенные штриховкой линии
тоже снижаем балл); прямизну и кривизну линий (за кривые линии и
неаккуратные тоже снижаем балл);
правильность окружностей (если круг похож на "картошку" — снижение
балла);
длину линий, соотношение частей, сделал ли жирную линию или не заметил,
что она толще других, расположил ли рисунки в линию или разбросал по
странице как попало, сохранил ли углы или исказил их и т. д. и т. п.
Практику такой оценки дети быстро усваивают и судят очень объективно, а
главное при этом — учатся сами находить ошибки и оценивать их. Мы эту
половину игры очень ценим за ее удивительно эффективное влияние на детей.
Столько дефектов подмечают в рисунках малыши, и таких интересных, что
взрослым приходится учиться у них. Качество рисунков у ребят растет
удивительно быстро, а когда дошкольники получают больше баллов, чем
школьники за одинаковые задания, то это поучительно для всех.
Оценив все рисунки одного малыша, "судьи" переходят к рисункам второго,
третьего и т. д. Сумма баллов (подсчитать ее могут сами дети на счетах, так
как прибавлять каждый раз надо число "10" или менее) за все рисунки и
является окончательным результатом, который и сравнивают с другими. За 6
рисунков можно получить максимум 60, а за 8 — 80 баллов. Победителем
считается набравший наибольшую сумму.
Когда дети будут уже точно срисовывать фигурки-задания, не упускать
детали, сосчитывать одинаковые части и т. п., можно перейти к игре "Внимание
— Угадайка".
Подготовка к этой игре-соревнованию проводится так же, как и с группой
В, но тут появляются важные дополнения к заданиям. Мало того, что надо
нарисовать фигурки, надо еще проследить, как они изменяются при переходе от
одной к другой. Значит, тут надо обязательно расположить их в один ряд и
рисовать последовательно друг за другом. Если этого не сделать, то
закономерности будет очень трудно обнаружить. Поэтому при подготовке к игре
установите, что все будут рисовать:
а) все фигуры одного роста (одной величины), например в 2, 3 или 4
клетки (тетрадь в клетку), а если фигура из кружков, то каждый кружок в 1
клетку или в полклетки и т. п.;
б) все фигуры в ряд — на одной горизонтальной линии или в колонку --
по вертикали. Или изменяйте этот порядок от игры к игре, чтобы дети умели
пользоваться и тем и другим способом;
в) рисовать их последовательно, т. е. ставить рядышком — около первой
фигуры — вторую, около второй — третью и около третьей — четвертую.
В первый раз дайте только одну серию, но внимательно наблюдайте, как
малыши схватят главную идею — поймут ли, что вы показали им три фигуры для
того, чтобы они догадались сами, какой должна быть четвертая. Сначала
показывайте фигуры по одной, как обычно в игре "Внимание", а дальше скажите:
"А четвертую нарисуйте сами! Кто догадался, какая она?" Покажите ее только
при проверке, причем для этого положите сразу все 4 фигуры в ряд (или "в
колонку"), чтобы закономерность их изменения была видна всем детям. Тут надо
спросить у них, какую закономерность они обнаружили, а затем уже приступать
к проверке.
Более развитым можно давать и 2, и 3 серии заданий "ВУ" "в один
присест" — если будет желание у играющих.
При оценке выполнения заданий за четвертую фигуру надо давать в 2 или 3
раза больше очков, чем за первые три, так как первые 3 фигуры дети видели и
копировали по памяти, а четвертую рисовали, не глядя на нее — додумывались,
анализировали, это уже акт творчества, и он должен цениться выше. Если в
серии "спрятана" одна закономерность, то нужно добавить 10 баллов, а если
две, то — 20. В серии ВУ-7 ("Пузырьки"), например, надо уловить две
закономерности: первая — что маленький пузырек "выходит" из большого и
удаляется от центра каждый раз на половину своего диаметра, а вторая, что он
еще и "вращается" против часовой стрелки каждый раз на 1/4 оборота. Мы
поэтому 30 баллов за четвертую фигуру распределяли так; от 1 до 10 баллов
давали за качество рисунка, плюс 10 баллов, если догадался, что пузырек
"выходит", и еще 10 баллов, если узнал, что он еще и вращается. Таким
образом, например, если за качество рисунка поставили 9 баллов, то можно
набрать и 19, и 29 баллов, в зависимости от полноты раскрытия
закономерностей.
Своеобразие мышления малышей приводит их иногда к оригинальным
решениям, к которым надо относиться в высшей степени внимательно и оценивать
всегда положительно, даже если логика ребенка покажется странной. В том же
задании ВУ-7 ("Пузырьки") 6-летняя Юля, вместо того чтобы удалить маленький
пузырек из большого, спрятала его в четвертом рисунке опять внутрь.
— Почему ты опять спрятала пузырек? — удивились "судьи" при проверке
рисунка.
— Маленький пузырек решил выйти на улицу погулять, а там холодно. Он
постоял на крылечке, замерз и вернулся погреться. — "Судьи" все рассмеялись
и единогласно дали ей за такую логику решения 10 баллов. Не надо поэтому
смущаться тем, что ответы могут не совпадать с имеющимся решением, важно,
что мысль ребенка работала самостоятельно и он не угадывал, а искал ответ по
существу и сумел свое решение обосновать. Надо всегда поощрять
оригинальность, нестандартность мышления.
После освоения игры "Внимание" мы играем в нее сравнительно редко --
раз в месяц и даже реже, так как она вначале дает толчок для развития
внимания, а потом служит главным образом проверочным заданием,
контролирующим сдвиги в развитии внимания малышей.
Когда будут исчерпаны фигуры-задания, очень полезно составлять новые
серии, используя условные знаки и обозначения, применяемые в электротехнике,
радиотехнике, топографии (ведь всем надо уметь читать план и карту),
строительстве, кинематике машин, дорожные знаки и т. п. Дети очень легко
запоминают все эти знаки. Не делайте из подобных обозначений тайн, называйте
их, как принято, и поясняйте детям, что они значат. При этом вы развиваете
внимание и даете знания, усвоить которые позже будет неизмеримо труднее,
"Кирпичики (К)"
Эта игра — своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит
детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное мышление
ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных или пластмассовых
кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо строить модели. Как и в
других играх, задания подобраны в порядке возрастания сложности. Первые
задания можно предложить даже 3 — 4-летним детям. В игре выполняются три
вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать
чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить
чертежи к ним. Это уже сложная творческая деятельность. Дошкольники будут с
гордостью строить "по настоящим чертежам" свои сооружения из кирпичиков, не
подозревая, что они занимаются умственной гимнастикой, как инженеры, изучают
язык техники — черчение, как школьники, и развивают свои способности.
Как сделать игру
Комплект игры "Кирпичики" состоит из 8 одинаковых брусков размером
20Х40Х80 мм, хотя можно брать и 15Х30Х60 мм, и 40Х80Х160 мм, т. е. величина
не столь важна, а соотношение сторон неизменно — 1:2:4 (как в стандартном
кирпиче). Их можно сделать из древесины (лучше из твердых пород — дуба,
бука, березы) или приобрести готовыми. Есть они иногда в деревянных наборах
"Строитель" и "Тележка с кирпичиками". Главное требование к ним — грани
должны быть строго взаимно перпендикулярны, чтобы кирпичик устойчиво стоял и
на ребре, и на торце. Советуем сразу приготовить минимум два комплекта
кирпичиков, а если есть возможность, то и несколько, сложив их в отдельные
коробки или хотя бы надев кольца из резинки на каждые 8 штук.
Затем приготовьте чертежи-задания. Для малышей их лучше начертить на
отдельных листах плотной бумаги. Все задания разделите на две серии. В
первую серию отберите чертежи-задания для малышей от К-1 до К-20. Во вторую
— от К-21 до К-30 — для детей более старшего возраста.
Чертежи-задания можно предлагать в игре как на отдельных листах, так и
склеив из них "гармошку", что в некоторых отношениях более удобно. Чертежи,
закрепленные на "гармошке", нельзя перепутать, потерять один из них, можно
поставить перед детьми вертикально без специальных устройств и др. Для
каждой серии заданий лучше сделать пакет из плотной бумаги с обозначением
игры и серии.
Научимся "читать" чертежи
Игру с малышами можно начать с такой сказки: "Придумал архитектор очень
хороший дом — большой, удобный, красивый. И захотели такой дом построить и
в Москве, и в Ленинграде, и в Киеве, и в других городах. И все зовут
архитектора к себе: "Приезжайте к нам в Киев! У нас много кирпичей и
цемента, и подъемные краны у нас есть. Только скажите, сколько надо кирпичей
взять для дома и как их положить!" Что делать архитектору? Поедешь в Киев --
москвичи обидятся: почему к нам не приехал? Поедешь в Москву — в Киеве
ничего не сумеют без него построить. Как быть? Думал-думал архитектор и
придумал..."
— Кто знает, что он придумал? — спросите малышей совсем другим, не
сказочным тоном. Очень может быть, что они слышали о чертеже и назовут это
слово. Тогда надо только порадоваться, что они знают, и продолжить сказку. А
если не знают, тогда пусть они подумают минутку: как же архитектор вышел из
положения? И только убедившись, что "чертеж" для них слово новое,
произнесите его.
— Надо сделать чертеж дома, и даже не один, а много, и послать их во
все города. И тогда все строители посмотрят на чертежи, увидят, сколько
нужно кирпичей брать, как надо их укладывать, и построят сразу во всех
городах такие большие, удобные и красивые дома.
— Давайте, ребята, и мы станем строителями, возьмем чертежи, кирпичи и
начнем строительство!
— Кто из вас умеет читать чертежи? — И если все молчат, покажите
чертеж К-1, только первый раз укрепите его вертикально. — Что тут
нарисовано? — Кирпичики, домики, прямоугольники... — могут сказать малыши,
если они играли в "Рамки Монтессори".
— Почти узнали, молодцы! Только тут один кирпичик нарисован, — и
выдержите паузу, чтобы у малышей возникла мысль: "Как же один, если три
прямоугольника?"
— А почему тут три рисунка, а не один?
И если ответить никто не может, предложите: "Возьмите по одному
кирпичику и подумайте, как поставить его по чертежу на этом низеньком
столике".
Если кто-то догадается или случайно поставит кирпич правильно, то
воспользуйтесь этим.
— Архитектор так и поставил кирпич. Это у него был "дом". А потом
присел (присядьте сами так, чтобы глаз оказался на уровне кирпича, против
его центра, а глядя на вас, пусть присядут и малыши!) и увидел одну широкую
длинную грань. Он так и нарисовал ее, назвал этот рисунок — вид спереди
(попросите малышей показать его на чертеже).
— А потом архитектор посмотрел на "дом" сверху и увидел... узкую
длинную грань. (Пусть все дети поднимутся и посмотрят на кирпич строго
сверху.) Он нарисовал ее ниже первого рисунка и назвал — вид сверху.
— Кто теперь догадается, откуда он смотрел, когда рисовал третий
рисунок — этот маленький прямоугольник?
Обычно уже кто-нибудь из малышей схватывает идею "архитектора" и
показывает, что он смотрел сбоку (слева). Назовите этот рисунок видом сбоку
и убедитесь, что все смотрят действительно сбоку, с левой стороны.
Если вы играете с малышами на низеньком столике и им легко посмотреть
на кирпич со всех трех сторон, то им нетрудно будет догадаться, что чертеж
— три рисунка одного предмета, когда смотрят на него с разных сторон
(взаимно перпендикулярных). Они быстро начинают точно приседать на уровень
модели, помещать глаз в центр и даже зажмуривают или прикрывают ладошкой
второй, чтобы картина "вида спереди" была идеальной.
Теперь можно показать детям чертеж К-2 и убедиться, что малыши могут
ответить на оба вопроса строителей к архитектору: "Сколько надо взять
кирпичей? Как положить кирпичи, чтобы все было построено "точно по
чертежу"?" — и, конечно, похвалить тех, кто сам, глядя только на чертеж,
сумел сложить "утюг".
После складывания нескольких моделей можно задавать ребенку вопросы,
которые покажут, хорошо ли он видит положение кирпича на чертеже и "в
натуре", Вы показываете какой-нибудь кирпич в модели и спрашиваете: "А где
этот кирпич на чертеже?" (Или на "виде спереди", на "виде сбоку".) Если
ребенок сразу и без ошибки отвечает на вопрос и показывает кирпич на любом
виде в чертеже, можете быть довольны — главное малыш понял. Теперь с ним
можно вести игру как с человеком, знающим "основы" черчения.
Если кирпичиков у вас много, сохраняйте каждую построенную модель до
конца игры, и тогда можно показать бабушке, дедушке или старшему брату,
сколько новых моделей сделал в один день малыш, Конечно, нужно поиграть с
моделями: меблировать кукольную комнату столом, скамейкой, диваном,
кроваткой, на поезде поехать куда-нибудь и т. п.
Чертежи надо уметь делать
Ребенок сложил из кирпичиков очень интересную модель. Всем она
понравилась, но надо убирать после игры кирпичики на место, и ее придется
разобрать. Хорошо, если ребенок запомнил, как ее складывать, и сможет
повторить, а если нет? Как быть? Ведь жаль, если никогда больше такую модель
не удастся сделать. И никто не знает, какая она хорошая, никто ее не
сделает, даже если захочет. Так возникает необходимость сделать чертеж.
Здесь опять вспомните сказку про архитектора. Может быть, малыш тоже
подумает-подумает и... придумает, что надо сделать чертеж своей модели.
Тогда вам остается чуть-чуть помочь ему этому научиться. Как это сделать?
Чертежи лучше делать на тетради в клетку. Если ребенок совета не
принимает, не спорьте с ним — просто предложите ему делать чертеж по-своему
— на нелинованной бумаге, а вы сделайте такой же, но на бумаге в клетку.
Какой получается лучше? Где ничего не перекошено и где все кирпичи
одинаковой длины? Такое "доказательство делом" неизмеримо сильнее многих
словесных убеждений.
Когда бумага в клетку принята всеми как наиболее удобная, то надо
договориться о масштабе, в каком будем рисовать кирпичи, т. е. какой
величины мы их будем чертить.
Поставьте перед малышом кирпич на ребро, торцом к себе, как на рисунке
(см. с. 92), где кирпич показан в трех основных положениях: плашмя, на ребре
и на торце — и приведены все 6 возможных положений, в каких он может
находиться.
А теперь сделаем чертеж, чтобы точно показать, как стоит кирпич.
Сначала нарисуем вид спереди. Как надо смотреть на кирпич? Если толщина
кирпича у нас будет в одну клетку, то ширина..? (Пусть ребенок найдет, что
она в 2 раза больше толщины, и сделает ее в 2 клетки.)
— А теперь скажите, как надо смотреть на кирпич, чтобы сделать вид
сверху, вид сбоку?
Сравните теперь этот чертеж с чертежом Б (см. с. 92).
Выяснив, что ребра кирпича мы будем рисовать в 1, 2 и 4 клетки, можно
приступить к изготовлению чертежей простейших моделей в 2 — 3 кирпича.
Такой масштаб очень удобен, но он, конечно, не единственный, и можно принять
масштаб любой, в зависимости от необходимости и возможностей самого
"чертежника". На рисунке (см. с. 92) приведена еще простая задача: сначала
приведены 6 чертежей кирпича в разных положениях, обозначенных буквами, а
ниже 6 рисунков, обозначенных цифрами. Найдите сначала сами, а потом с
детьми, какой буквой обозначен чертеж кирпича 1, 2, 3 и т. д. Задачу можно
"переворачивать": под каким номером нарисован кирпич, чертеж которого А, Б,
В, Г и т. д.? Вместо рисунков можно поставить настоящие кирпичи, а в книге
находить чертежи, соответствующие их положению.
Первые модели, на которых ребенок будет учиться делать чертежи, лучше
строить взрослому, а с ребенком только решать вопрос: "Какой вид лучше взять
за "вид спереди"?" И, повернув модель к себе этой стороной, начинать делать
чертеж. Задерживаться на этом виде работы не следует. Если ребенок понял
суть дела и хорошо делает чертежи, не надо предлагать новые модели, а
переходить к конструированию.
Конструирование — главное дело
Из 8 кирпичиков можно построить очень большое число разных моделей, но
ребенку интересны только те, которые напоминают что-то знакомое — машины,
дома, пароходы, мосты. Вот такие интересные модели и надо придумывать. И
конечно, делать чертеж этих моделей, чтобы сохранить их и сделать целый
альбом "собственных конструкций".
Альбом может помочь отобрать ряд чертежей-заданий для соревнования и
быть летописью роста конструктивных способностей ребенка, если ставить дату
на чертежах.
Когда ребенок станет школьником, можно с успехом продолжить эту игру.
Школьники будут вносить в альбом чертежи, особо трудные для построения
моделей, предназначенные специально для "гимнастики ума" и детей, и
взрослых. К таким уже и относятся чертежи-задания после К-22. И мы 1 — 2
раза в год устраиваем со ревнования с участием взрослых: "Кто быстрее
построит модель К-26? Кто быстрее сделает сразу 3 задания — К-27, К-28,
К-29?"
Со временем количество кирпичиков в игре можно увеличить, модели еще
более усложнятся, а задания приобретут характер производственных чертежей, с
условными обозначениями которых можно ребятишек ознакомить.
"Кубики для всех (КВ)"
Эти кубики мы когда-то давно купили в магазине. Мы, взрослые,
попытались выполнить задания, но... не тут-то было. С большим трудом нам
удалось освоить только одно — сложить куб из всех 7 фигурок. И кубики эти
были забыты на много лет. Дети росли, мы придумывали разные игры и вскоре
обнаружили, что дети намного превосходят нас, взрослых, в умении решать
такие задачи. Старшие ребята разыскали эти забытые кубики, быстро решили все
задания и стали придумывать новые. Малыши тут же присоединились к ним.
Пришлось срочно изготовить еще несколько таких же наборов из больших и из
маленьких кубиков, и увлечение охватило всю семью. Малыши предпочитали
сооружать более простые модели из 2 — 3 фигурок, старшие — более сложные
— из 4 — 5 или даже из всех 7.
Чтобы сложить интересную модель, надо было долго и упорно повозиться с
кубиками. Поэтому каждой удачной модели все радовались, а чтобы не забыть ее
— зарисовывали. Возникла трудность: как отличить каждую фигурку в сложной
модели? Где, какая и как поставлена фигура?
Пришлось окрасить все 7 фигурок в разные цвета. Для этого мы взяли тот
набор цветов, который есть в любой коробочке с набором в 6 цветных
карандашей. А седьмую фигурку оставили белой, чтобы, рисуя на бумаге, ее не
надо было красить.
Теперь все, даже самые маленькие, могли и зарисовать свою модель, и
закрасить в ней все фигурки соответствующим цветом. Модель таким образом
сохранялась.
Модели получались разные — и строгих геометрических форм в виде куба
или параллелепипеда, и могли напоминать дома, машины, фигуры животных и
людей или просто представляли собою интересные симметричные сооружения. Так
возникла идея сделать новую игру. Через несколько месяцев накопилось
несколько сотен рисунков новых моделей, из которых мы отобрали 70, т. е.
более 90% этих моделей — продукт детского творчества.
Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами),
умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с
обычными кубиками.
Как изготовить игру
Для изготовления игры требуется 27 одинаковых кубиков. Из них склеивают
7 фигурок, различных по форме: первая фигура из 3, а остальные из 4 кубиков
каждая (см. с. 98). При склеивании обратите внимание на точность подгонки
граней. После высыхания клея прошлифуйте плоскости, чтобы фигурки плотно
прилегали одна к другой при складывании. Фигуру 1 окрасьте в зеленый цвет, 2
— в синий, 3 — в желтый, 4 — в черный, 5 — в красный, 6 — в белый и 7
— в коричневый.
Для хранения фигурок изготовьте картонную коробку с крышкой размером
3Х5Х2 кубика, т. е. если ребро кубиков — 30 мм, то коробка — 95Х155
мм и глубиною 60 мм. В такую коробку могут поместиться не 27, а 30 кубиков,
поэтому укладывать фигурки после игры будет легче, так как будет еще и
пустое место для 3 кубиков.
Внимательно рассмотрите задания к игре (см. с. 101 — 106). Если ваш
ребенок еще не умеет читать, не знает цифр и не сможет сосредоточить
внимание на определенном рисунке, то в этом случае лучше отдельные задания
нарисовать на листах плотной бумаги и затем эти задания можно сгруппировать
по своим сериям, например КВ-1, КВ-2. Для удобства каждую изготовленную
серию можно сложить в отдельный конверт или пакет из бумаги и написать на
нем наименование игры и название серии.
Серия 1 — самая простая, она нужна для первого знакомства с игрой и
для того, чтобы научить малышей узнавать фигурки по форме и по цвету, а
позже и по номерам. Номера заданий от 1 до 7 совпадают с нумерацией фигурок,
только поставлены иначе, чем на рисунке на с. 98, Это сделано для того,
чтобы родители могли убедиться, что малыш узнает фигурку и понимает, как
надо ее поставить на стол.
Предполагается, что, глядя на задание, малыш будет строить из фигурок
модели — копии нарисованных. Сначала, конечно, самые простые, а потом,
подрастая и становясь умнее, все более и более сложные, пока не одолеет даже
серию 7. И для малыша будут нужны только рисунки-задания. Если он не может
справиться с каким-нибудь заданием, он отложит его и примется за другое,
третье или отложит вообще игру на некоторое время. А для взрослых, которые в
детстве не играли в такие игры и со многими не сумеют справиться, необходимо
решение. Для них решения приведены в конце книги и в двух вариантах: а)
полурешения — перечисление тех фигурок игры, из которых можно выполнить
задание. Зная, какие фигуры нужны для него, взрослый может их отобрать и
выполнять сразу вторую часть — укладывание их в модель; б) решение заданий
с 8 по 70, выполненных уже цветными рисунками (см. с. 116 — 118). Глядя на
рисунок, сложить задание может любой, так как тут остается только
примитивная исполнительская задача. Уважающий себя взрослый не станет
поэтому смотреть на готовые решения, чтобы облегчить себе задачу, а будет
пользоваться ими для проверки или для того, чтобы убедиться, что им или
ребенком найден новый вариант решения, а не тот, что приведен в книге.
Вариантов не имеют только первые простые задания, но с ростом сложности
задания, как правило, возрастает и число решений, число возможных вариантов.
По рисункам решений взрослые могут восстанавливать потерянные или
испорченные рисунки-задания, зарисовывая только контуры моделей.
Правила игры в "КВ" похожи на правила игры "Уникуб". Положив перед
собою рисунок-задание, малыш строит из фигурок точно такую же модель, как
нарисованная. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной, и т.
д.
По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно:
во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2 — 3 (или более, если модель
сложна), которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим
фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и
уложить в модель. Первая часть представляет собою, таким образом, мысленный
анализ рисунка-задания — на какие фигурки его можно расчленить, а вторая --
синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Вынуждая ребенка непрерывно
заниматься такой аналитико-синтетической деятельностью да еще и на "потолке"
своих возможностей, т. е. напрягаться до предела, игра быстро развивает в
нем то, что обычно называют сообразительностью и что в действительности
является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума.
Но построение моделей по рисункам-заданиям является сравнительно
простой, подготовительной частью, закладкой фундамента для основной --
творческой работы. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает
придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Вот этим
действительно можно и нужно восторгаться родителям, это нужно всячески
поддерживать и поощрять. Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми
возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное
количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели.
Например, уложить все 7 фигурок в куб по заданию 61 можно несколькими
десятками способов.
Малышу можно предложить сначала составлять модели только из двух фигур,
например, из 1-й и 2-й, 1-й и 3-й, из 1-й и 4-й и т. д. А затем отложить 1-ю
фигуру и прикладывать ко 2-й все остальные фигурки по очереди. Какие-то из
этих моделей могут вам или ребенку показаться красивыми, интересными, что-то
напоминающими, например, модель 39 напоминает диван, 47 — робот, 64 --
жирафа и т. п. Такие интересные модели, конечно, надо сохранить и, значит,
зарисовать.
Для этого надо дать ребенку коробку цветных карандашей из 6 штук и
специальную тетрадь в клетку, на которой вы или малыш напишет: "Для новых
моделей Вани..." Хорошо, если в ней будет отведено несколько страничек для
моделей серии 2 (из двух фигурок), следующие для моделей серии 3 и т.д. для
каждой серии. Зарисовывая новые интересные модели и отмечая дату, можно
наблюдать, как идет развитие малыша. Когда он начнет заполнять раздел для
серии 7, тогда можно считать, что его развитие достаточно высоко.
Чтобы развить у ребенка интерес к игре, надо стараться выполнять
правила игры (см. с. 27) и придумывать новые. Например, в этой игре, сложной
для взрослых, ребенок может увлечься придумыванием новых моделей, а потом
"составлением заданий для взрослых".
Пусть малыш зарисует свою новую модель, а потом сделает только ее
контур. Взрослым не надо смущаться, пусть они так же серьезно, как малыш,
возьмут коробку с игрой, положат перед собой "новое задание" и попробуют
сложить модель. А ребенок пусть выполняет роль старшего, обучающего и
контролирующего. Ничего, если он поставит перед собой часы или секундомер и
будет измерять, кто быстрее, папа или мама, справился с его собственным
заданием.
Подсказка к решению заданий КВ (какие фигуры надо брать)
Задание
8 — 1,2
9 — 1,2
10 — 2,4
11 — 2,3
12 — 1,6
13 — 1,7, или 1,6
14 — 5,6
15 — 2,7
16 — 4,5
17 — 5,7
18 — 1,2,3
19 — 1,2,3
20 — 2,3,5
21 — 2,6,7
22 — 1,3,6
23 — 1,2,6
24 — 2,5,6
25 — 2,3,7
26 — 2,5,6
27 — 5,6,7
28 — 1,2,3,4
29 — 3,4,5,6
30 — 1,2,3,4
31 — 1,2,3,6
32 — 2,3,5.6
33 — 1,5,6,7
34 — 2,4,5,6
35 — 1,3.6,7
36 — 2,3,5,7
37 — 1,2,3,5
38 — 1,5,7,6
39 — 1,3,5,6,7
40 — 1,2,3,4,5
41 — 2,3,4,5,7
42 — 1,2,4,5,7
43 — 1,2,4,6,7
44 — 1,3,4,5,7
45 — 1,4,5,6,7
46 — 2,3,5,6,7
47 — 1,3.4,6,7
48 — 1,3,4,5,7
49 — 1,2,3,5,7
50 — 1,3,4,5,6,7
51 — 2.3,5,4,6,7
52 — 1,2,4,5,6,7
53 — 2,3,4,5,6,7
54 — 1,3,4.5,6,7
55 — 1,2.3,4,6,7
56 — 1,2,3,4,5,6
57 — 1,3,4,5,6,7
58 — 1,2,4,5.6.7
59 — 1.2,3,4,6,7
60 — 1,2,3,4,5,6
61 — 1 — 7
62 — 1 — 7
63 — 1 — 7
64 — 1 — 7
65 — 1 — 7
66 — 1 — 7
67 — 1 — 7
68 — 1 — 7
69 — 1 — 7
70 — 1 — 7
"КБСАМ" (конструкторское бюро самостоятельного активного мышления)
Игра КБСАМ является дальнейшим развитием известной всем игры
"Конструктор-механик", шагом вперед в методике ее применения.
"Конструктор-механик", пожалуй, лучшее средство для знакомства ребенка с
многообразным миром современной техники. Эта игра совершенствуется, ее
изготовляют из самых разных материалов: стали, дюраля, древесины,
пластмассы. Для самых маленьких (2 — 3 года) выпускают игры "Маленький
конструктор", "Маленький инженер", детали которых (винты, гайки, колеса,
оси) делают более крупными. Эти игры развивают мелкие мышцы кисти руки
ребенка. А через 1 — 2 года малыш может играть и с металлическим
"Конструктором-механиком", для игры с которым нужны сложные навыки.
К каждому набору "Конструктора-механика" обязательно приложен альбом
рисунков или фотографий, а иногда еще и таблицы, где перечислено, каких и
сколько деталей надо взять, чтобы собрать изображенную на рисунке модель.
Что остается делать ребенку? Ему надо внимательно рассмотреть картинку в
альбоме, взять из коробки детали и соединять их согласно образцу, т. е. он
выступает в роли исполнителя. Тут ему надо быть внимательным, точным и
аккуратным работником, но... только исполнителем, только сборщиком кем-то
придуманной модели. Конечно, он знакомится при этом с устройством и работой
машин и механизмов, постигает "секреты" соединения деталей друг с другом,
узнает их свойства, развивает свои способности, но... в основном
исполнительские. Ему, конечно, никто не запрещает заняться и творчеством,
конструированием новых моделей, но в самом альбоме эта творческая часть,
связанная с конструированием и придумыванием нового, не запроектирована и
содержится только в пожеланиях самого общего вида: "Построив несколько
моделей по рисункам, старайтесь внести в модель улучшения и добавления.
Используйте при этом дополнительные материалы — картон, фанеру, жесть,
проволоку. Из деталей можно самому конструировать и новые модели машин,
которые вас интересуют".
Понятно, что не только ребенок, но и взрослый инженер-конструктор не
очень будет стремиться создавать новые образцы при такой постановке вопроса.
В жизни подобных положений не бывает, и каждый конструктор и целое
конструкторское бюро получают конкретное техническое задание на разработку
нового станка, автомобиля или самолета. В таком задании бывают перечислены
все требования, которым должен удовлетворять, например, новый самолет, --
его скорость, грузоподъемность, дальность полета, посадочная скорость и т.
п. Тогда конструкторы получают ясную цель, осуществить которую и стремятся
всеми силами и средствами.
Но подобной установки в "Конструкторе-механике" нет. Игра КБСАМ дает
детям настоящие технические задания на разработку моделей с определенными
характеристиками, тем самым работа с "Конструктором-механиком" поднимается
сразу на ступень выше в сторону действительного конструирования и серьезного
творчества. Исполнительская деятельность ребенка при этом не отпадает, а
становится частью всего творческого процесса. Таким образом, в игре КБСАМ
ребенок попадает в положение настоящего конструктора, и, хотя задачи его
более просты, он вынужден идти тем же путем, которым идут конструкторы,
рационализаторы и изобретатели на производстве.
Как играть
Для игры нужен "Конструктор-механик". Если ребенок мал (2 — 3 года),
то возьмите для него "конструктор" с крупными деталями из пластмассы ярких
цветов, а если он уже умеет завинчивать винты отверткой, знает, как
пользоваться гаечным ключом, — берите металлический, только сначала не
очень большой.
Знакомство с первым в жизни ребенка "конструктором" надо сделать и
приятным, и радостным, Вместе с малышом откройте коробку, рассмотрите и
подержите в руках каждую деталь. Знает ли он, как эти детали называются? Для
чего они нужны? Если не знает, посмотрите в альбоме, где перечислены
названия деталей, и проверьте заодно себя, правильно ли вы их называете. Как
называются вложенные в коробку инструменты? Что ими можно делать? Может ли
малыш ими пользоваться? Обязательно попробуйте это проделать со всеми
винтами и гайками и избавьте тем самым ребенка от огорчений.
"Конструктор-механик" обычно рождает у детей любовь не только к
машинам, но и к простым "железкам", и поэтому как обрадуется малыш, если для
работы с "конструктором" у него будет маленький столик или верстачок с
ящиком или полочками для "железок" и самый маленький набор слесарных
инструментов. Правда, инструменты покупайте не вместе с "конструктором", а
позже, повремените немного, подождите, когда начнет ощущаться нехватка
инструментов для работы.
Задания игры КБСАМ разделены на две части. Первая часть содержит
вспомогательные "вопросы-задания", которые помогут ребенку при
конструировании. Их лучше включать тогда, когда ребенок будет заниматься
конструированием, а они будут нужны в ходе работы. А для этого родителям
надо просмотреть эти вопросы заранее и вводить их по мере необходимости.
Во второй части приведены сами "технические задания" на разработку
различных моделей. Они расположены в порядке возрастания их сложности и
содержат ряд требований, каким должна удовлетворять конструкция.
Игра может протекать по-разному, в зависимости от возраста и уровня
развития ребенка и меры его подготовленности к занятию конструированием.
Порядок игры может быть примерно таким.
1. Выбирается какая-то модель, которую хочется сделать маленькому
конструктору, предположим "тележка" (2), и обсуждаются технические
требования к ней — какая она должна быть.
2, Если есть альбомы к "Конструктору-механику", то надо посмотреть все
рисунки и фотографии тележек, которые есть там, и оценить видимые их
достоинства и недостатки. Эту часть работы конструкторы обычно называют
ознакомлением с существующими конструкциями.
3. Разработка конструкции. Это самая ответственная часть работы. Надо
открыть коробку с деталями и рассмотреть, какие есть тут колеса, оси, плиты,
полосы, уголки и т. д. и какие из них годятся, т. е. ребенку надо оценить
материалы и возможности, какими "конструктор" располагает, отобрать то, что
нужно, и начать сборку модели. Сборку можно делать сначала предварительную,
т. е. не закрепляя деталей винтами и гайками, то, что портные называют "на
живую нитку", так как в ходе сборки производится часто замена деталей и
изменения первоначально задуманной конструкции. Малыши не всегда понимают
смысл такого порядка работы, что, конечно, может потом вести к потерям
времени на разборку. Им можно в этих случаях мягко посоветовать, но не
настаивать на таком именно порядке. Пусть лучше ребенок придет к нему сам,
по мере накопления опыта.
4. Собранная и отлаженная модель теперь должна выдержать испытания по
всем пунктам технических требований. Если требовалось, чтобы тележка сама
катилась с наклонной доски, то ее ставят на доску с нужным уклоном и
наблюдают, катится ли она. Если она должна была выдержать груз в 1 кг, то
ставят на нее гирю (или пачку сахара этого веса и т. д.).
5. Если испытания покажут, что конструкция еще несовершенна и у модели
есть недостатки, то ее отправляют на доводку или доработку, т. е. изменяют
ее, усовершенствуют, устраняют недостатки.
6. И только совсем готовую и безупречную модель принимают в
эксплуатацию, пускают в работу. Конструируя модель, испытывая ее и
усовершенствуя, ребенок узнает массу технических сведений. А так как все это
происходит в целенаправленной практической деятельности, то знания эти
остаются прочно и служат человеку надежно всю жизнь.
Сразу получить совершенную конструкцию трудно, иногда что-то не
выходит. В этих случаях лучше откладывать решение на некоторое время, но
постоянно возвращаться мыслью к нерешенной задаче.
Хорошо работать над конструкцией вдвоем или втроем. Тогда можно сделать
2 или 3 варианта одной и той же модели и испытания проводить в виде
соревнований моделей по каждому пункту технических требований с ведением
протокола испытаний и записью достигнутых результатов. Тогда очень наглядно
можно убедиться в достоинствах отдельных узлов и частей конструкции и
выбрать самые совершенные из них.
Недостат


